Предупреждение и коррекция нарушения графо-моторных действий письма

Разделы: Русский язык


Каллиграфия - это искусство писать четким, красивым почерком. В современной жизни у ребят сложно выработать каллиграфический почерк. Почему это происходит, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе - эти вопросы всё больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма действительно увеличивается с каждым годом, причем это дети, имеют непроходящие трудности обучения.

Многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются вплоть до окончания школы. Причин для возникновения этих трудностей много: и педагогические, и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто «не видит», как и когда начинаются многие трудности, еще чаще - пытается скорректировать не причину, а результат, и часто, не добивается желаемого результата.

По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остаётся актуальной как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: "письмо с секретом"; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов (Агаркова Н.Г., Безруких М.М., Илюхина В.А., Потапова Е.Н., Федосова Н.А.). Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо - всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.

Однако данная проблема в настоящее время не решена в полной мере. При овладении письмом дети испытывают не только физические, но психологические трудности. Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. Сравнивая методики Н.Г.Агарковой, М.М.Бехруких, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, можно определить степень эффективности данных подходов.

Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся "письмо с секретом" В.А.Илюхиной. Самые большие трудности, доставляющие много огорчений - это уроки письма, говорит автор. В.А.Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует "овал". Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко их усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов:

  • во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения;
  • во-вторых, положительная мотивация в действиях детей;
  • в-третьих, развитие внимания, памяти.

Интересна также технология обучения письму Е.Н.Потаповой, которая основывается на трёх этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами).

Е.Н.Потапова решает проблему каллиграфического письма в начальной школе, привнося элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно.

  • Первый этап обучения письму. Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.
  • Второй этап обучения письму. Основная цель: развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев).
  • Третий этап обучения письму. Основная цель: закрепление знаний.

По данной методике работать очень удобно, если не используют её полностью, то можно использовать элементы и вставлять их в свои уроки.

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина (автор М.М.Безруких) основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Авторами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.

А также необходимо взять во внимание альтернативную технологию по методике обучения письма Н.Г.Агарковой. Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге. Прежде всего, это принципы:

  • поэлементного изучения;
  • одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;
  • принцип логической группировки буквенных знаков.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, раскрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй - закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.

На основании изученной литературы методики, предложенные Е.Н.Потаповой, Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной базируются на опыте многих учителей-предметников. Однако только методика В.А.Илюхиной, на мой взгляд, позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.
Как вывод из всего вышеперечисленного, стоит сказать, что:

1) в основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендовавшие себя исторически;

2) методики направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком;

3) имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;

4) предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

Литература

  1. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к "Азбуке" О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, - М.: Дрофа, 2002.
  2. Агаркова Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению: 1 кл.: Методическое пособие/ Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков. – М.: Академкнига/ Учебник, 2012. – 208с.
  3. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. - М.: Просвещение, 2002.
  4. Илюхина В.А. Первые уроки письма при подготовке к школе. – М., 2013.
  5. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. - М.: Просвещение, 1990.