Опрос как один из видов контроля на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В практике обучения часто возникают расхождения между программой обучения и реальными результатами. В связи с этим каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы школьник в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы, для чего ему нужен не только определённый уровень знаний, умений и навыков, но и богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Важным условием повышения эффективности учебного процесса в этом направлении является систематическая организация опроса на уроке русского языка.

Известный методист Г.А.Богданов [8, с.8] подчёркивает, что именно опрос помогает учителю получать объективную информацию о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эффективно организовать процесс контроля деятельности учащихся на уроках русского языка можно при правильной организации и использовании различных видов опроса. Применение различных видов опроса особенно необходимо в основной школе. От этого во многом зависит не только успешность взаимодействия учащегося с партнёрами по общению, но и его успешная успешность. Опрос как эффективное средство контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка в основной школе способствует развитию из речевых навыков, прочному усвоению языковых знаний, формированию грамотности. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и выстраивать на основе этого связное монологическое высказывание. Всё это обуславливает актуальность проблемы опроса на уроке русского языка, так как её изучение будет способствовать повышению качества обучения и речевому развитию учащихся.

Актуальность данной статьи возникла в связи с сокращением количества часов изучения русского языка в школах, и переходом на коммуникативную модель обучения. Опрос не осуществляется на должном уровне, однако в школе на уроках используются различные формы и виды опроса.

Гипотеза: Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения.

Цель работы: изучение видов опроса на уроках русского языка, а также методическая оценка опросов.

Задачи:

  • Изучить современную методическую литературу по данному вопросу;
  • Дать определение понятия «опрос» и в соответствии с этим отобрать фактический материал, необходимый для анализа;
  • Описать виды опроса на уроках русского языка;
  • Обобщить результаты, сделать выводы.

Объектом исследования является процесс использования различных видов опроса на уроках русского языка.

Предметом исследования является опрос как форма контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Методологической основой работы послужили труды Л.С.Выготского, Л.В.Щербы о языковой компетентности учащегося, а также положения теории и методики обучения русскому языку Г.А.Богданова, Т.Н.Кашкаровой, Т.А.Ладыженской, Н.Н.Сергеевой, З.А.Смирновой, М.С.Соловейчик, Н.М.Шанского и др.

Учебно-познавательная деятельность – это деятельность, направленная на познание окружающего мира и связанная с удовлетворением потребности в новой информации, готовность к её переработке, её инициативный и целеустремлённый поиск в процессе учения. В активизации познавательной деятельности учащихся основной школы тесно взаимосвязаны её интеллектуальные и личностные моменты, поскольку процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поисковая познавательная активность, которая направляется на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоение.

В.И.Капинос подчёркивает, что учебно-познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных учебных интеллектуальных действий, логическая последовательность которых определяет её структуру [28, c.82]. Наилучшим средством формирования этих действий является опрос на уроке.

Школьник шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, отвечать. Д.Б.Богоявленская отмечает, что без особых усилий он научается входить в речевые ситуации и ориентироваться в её контексте: улавливать, о чём идёт речь, следить за развёртыванием контекста речи, задавать адекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции [9, с.32].

На современном этапе развития основной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

  • качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта школьного образования;
  • степень сформированности учебно-познавательной деятельности школьника;
  • степень развития основных качеств умственной деятельности;
  • уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется контроль и проверка достигнутых учащимися знаний, умений, навыков (УУД), установленных государственным эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия.

Виды опроса на уроках русского языка

В  поисках путей эффективного использования структуры уроков русского языка разного типа особую значимость приобретает форма организации опроса учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном пять видов опроса – устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, групповой.

Устный опрос требует устного изложения учеником о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение в наблюдении или опыте.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Оценка способствует повышению успеваемости и развитию учащихся, когда при составлении классной работы удаётся правильно увязать объективные требования с достигнутым классом уровнем успеваемости. Работа должна ставить высокие, но выполнимые требования. У учащихся не должно быть ощущения, что требования завышены [8,с.30]. Это снизит их отдачу.

Фронтальный опрос предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Фронтальной формой организации опроса в процессе учебной деятельности называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Индивидуальный опрос учащихся на уроке предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. Эта форма организации опроса связана с тем, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями [8, с.34].

Групповая форма организации опроса учащихся учитывает, что учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Величина групп учащихся различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы – не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Таким образом, при правильной организации опрос на уроке русского языка в основной школе является условием обогащения учащихся лингвистическими знаниями широкого диапазона, освоения ими научной терминологии, выработки языкового эталона, раскрепощения внутренней речи ребёнка. Именно на уроках русского языка формируется мышление, развивается чувство любви к родному языку, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Тема: "Обобщающий урок по разделу «Синтаксис»". 6-й класс

Цель:

  • Закрепить и систематизировать знания учащихся по разделу «Синтаксис»;
  • Развивать умение производить синтаксический разбор предложений;
  • Прививать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Фронтальный опрос.

- Что такое синтаксис?

- Назовите единицы синтаксиса?

- Что такое словосочетание?

- Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры.

- Расскажите всё о главных членах предложения.

- Расскажите всё о предложении.

- Что такое однородные члены предложения? Обобщающее слово?

- Чем отличается сложное предложение от простого?

- С помощью чего может быть осложнено предложение?

4. Практические задания.

Сделайте письменный синтаксический разбор (одно предложение разбирает учитель на доске), составьте схемы.

Синицы висели на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна. Запах берёзового дыма смешивался с запахом листьев. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Наша лошадь весело бежала по гладкой дороге. Выткался на озере алый свет зари. Пел старый сверчок, и под полом ворошились мыши. Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу. Сентябрь холодный бушевал, с деревьев ржавый лист валил.

- Упражнение 258 (выполняют самостоятельно. Взаимопроверка).

5. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.

6. Рефлексия (итог урока).

Следовательно, использование опроса на уроках русского языка помогает решить следующие задачи:

  • Дать учащимся прочные знания и навыки устной и письменной речи;
  • Научить их самостоятельной работе с учебным пособием;
  • Привить и развить интерес к уроку и предмету в целом;
  • Вести воспитание в процессе обучения;
  • Приблизить обучение к жизни во всём многообразии её форм и проявлений.

Таким образом, виды речевой деятельности, связанные с пониманием изученного языкового материала, требуют развития и совершенствования в среднем звене, и соответствующая работа должна быть непременно предусмотрена при проведении опроса на уроках русского языка.

Библиография

  1. Аванесов В.К. Композиция тестовых заданий. – М., 2002. – 238 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.- 80 с.
  3. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно – деятельностный подход: учебное пособие. – М., КНОРУС, 2007. – 264 с.
  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1997. – 346 с.
  5. Бардин К.В.: «Как научить детей учиться», Москва «Просвещение» 1987г.-210 с.
  6. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М.: Речь, 1989. – 358 с.
  7. Богданов Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1994. – 354 с.
  8. Богданов Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Педагогика – Пресс, 2000. – 328 с.
  9. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов – на – Дону, 2003. – 169 с.
  10. Болотика Л.Р.: «Педагогика», Москва «Просвещение» 1987 г. – 268 с.
  11. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1998. – 233 с.
  12. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 144 с.
  13. Век X.: «Оценки и отметки», Москва «Просвещение» 1984 г. – 334 с.
  14. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. - 632с.
  15. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Сфера, 2003. – 447 с.
  16. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 408 с.
  17. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.-Л., 1995 – 168с.
  18. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. – М., 2001. - 354 с.
  19. Гребнев Т.В. Учебная деятельность и её средства. – М.: Просвещение, 1998. - 248 с.
  20. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления// Новое педагогическое мышления./Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1999. – 388 с.
  21. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.
  22. Дидактика средней школы. – М.: Просвещение, 1994. – 378 с.
  23. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы/ В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, С.И. Львова и др., под ред. Г.С.Ковалевой; М-во Образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.
  24. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Сфера, 2001. – 168 с.
  25. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе.// Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4-8 классах. – М., 1996. - 104 с.
  26. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Просвещение, 1990. – 351 с.
  27. Кадневский В.М. История тестов. – М., 2004. – 12 с.
  28. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов её диагностики. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М, 1998. – 252с.
  29. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1991. – 342 с.
  30. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка// РЯШ. – 1991. - №2. – с.41-44