Применение актуальных педагогических технологий в обучении английскому языку "трудных подростков" в рамках ФГОС. Методы и формы работы учителя английского языка с "трудными подростками" на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение английского языка в школе формирует условия для коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру, помогает преодолеть в дальнейшем психологические и языковые барьеры в использовании английского языка как средства общения, приобщает детей к новому социокультурному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на английском языке с учетом их речевых возможностей и потребностей. Все вышеперечисленное обусловливает актуальность исследования.

Основная задача современной школы - всестороннее развитие личности ребенка. Успех в развитии ребенка, формирование его мышления, внимания, памяти, речи, зависят, в первую очередь, от организации его познавательной деятельности.

Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в мыслительных операциях анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Этому способствует концепция развивающего обучения.

Цель исследования - изучение педагогических технологий в обучении английскому языку «трудных подростков».

Задачи исследования:

  • Изучить специфику обучения английскому языку в подростковом возрасте;
  • Рассмотреть индивидуально-психологические особенности «трудных подростков»;
  • Определить методы и формы работы учителя английского языка с «трудными подростками» на уроках английского языка.

Практическая значимость заключается в возможности использования полученного материала на практике учителями английского языка.

Базу исследования составили труды таких авторов, как Конышева А.В., Подласый И.П., Демченкова Н.А., Гальскова Н.Д., Божович Л.И., Выготский Л.С. и другие.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Специфика обучения английскому языку в подростковом возрасте

Современные образовательные технологии на уроках английского языка представляют собой четко сформулированный процесс взаимодействия педагога и ученика, необходимый для достижения определенной цели.

Основные критерии современных образовательных технологий1:

____________________

1 Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 4-е изд., стер.  - М.: Академия, 2017. - 333 с.

  • Системность. Современные технологии обучения английскому языку должны содержать такие признаки системы, как логичность построения процесса, целостность и взаимосвязь отдельных частей.
  • Концептуальность. Любая технология обязана состоять из научной концепции, которая содержит обоснование достижения образовательных целей с психологической и социально-педагогической стороны.
  • Эффективность. Технология должна гарантировать результат, который соответствует образовательным стандартам.
  • Гибкость. Технология должна предусматривать возможность варьироваться в зависимости от комфорта и взаимодействия обучающихся с учителем.
  • Динамичность. Выбранная технология всегда имеет перспективу дальнейшего развития или преобразования.
  • Воспроизводимость Любая технология должна быть понятна, чтобы ее могли применять разные учителя.

Современный урок, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое, так как однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста.

Типы современных образовательных технологий2:

____________________

2 Общая методика обучения иностранным языкам // под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин Изд-во «Просвещение».- 2013. - С 181.

1. Коммуникативная - предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данные современные технологии на уроках английского языка необходимы ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах.

2. Дифференцированная технология - познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон. В основе развития потенциала лежит поощрение, а также применение диагностических тестов.

3. Модульная технология предусматривает, что современный английский урок, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс.

4. Информационно-коммуникативные технологии предусматривают повышение практической направленности урока, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы учеников.

5. Технология применение ПО является подвидом ИКТ. Такие технологии обучения английскому языку в школе эффективно дополняют процесс обучения.
Данная технология характеризуется применением компьютерных программ, которые интенсифицируют самостоятельную деятельность учеников. Это способствует развитию навыков грамматики, лексики и аудирования.

6. Интернет-технологии открывают различные возможности и доступы для нахождения информации, создания отдельных проектов и исследований.

7. Современные технологии в обучении английскому языку на основе индивидуального обучения реализует личностно-ориентированный метод обучения, что учитывает интересы и особенности учеников.

8. Технология тестирования основывается на контроле усвоения материала учащимися в пределах курса. Данные технологии обучения на уроках английского языка позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны учеников, а также выявить недостатки в своей программе.

Международные экзамены по английскому языку проходят в соответствии с современными технологиями тестирования3.

____________________

3 Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранный язык в школе. - 2013. - №6. - С. 44.

9. Проектная технология характеризуется созданием модели социального взаимодействия между учениками. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость учеников.

10. Технология, базирующаяся на сотрудничестве, эксплуатирует идею совместного обучения. При этом отдельная роль отводится как личной, так и коллективной ответственности за достижение обозначенных целей.

11. Игровая технология основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления учащихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач. К примеру, применяя популярную игру «Испорченный телефон», ученики развивают навык последовательного или синхронного перевода.

12. Технология развития критического мышления предназначена для развития в ученике разносторонней персоны, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне актуальной при литературном переводе художественных произведений, стихотворений и т.д.

Таким образом, учитель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его учениками. Стоит обратить внимание и на разницу в литературном и разговорном языке. Ведь впоследствии учащимся, скорее всего, придется не только читать и переводить тексты, написанные традиционным литературным языком, но и общаться с реальными носителями языка, использующими некоторые специфические выражения, молодежный либо профессиональный сленг и тому подобное. К тому же обучение разговорным особенностям языка наверняка вызовет у школьников гораздо больший интерес.

Индивидуально-психологические особенности «трудных подростков»

Подростковый возраст - период бурных внутренних пережи­ваний, эмоциональной нестабильности. Подростки особенно чув­ствительны и у них часто и резко меняется настроение.

Физиологические и эмоциональные особенности подростко­вого возраста тесно взаимосвязаны друг с другом, с развитием психики. У одних они проходят более или менее равномерно, спо­койно, у других - ярко, всплесками. Это зависит от самого подростка, но во многом конечно же от родителей, учителей. Все это в значительной степени определяет поведение ребенка, его отношение к взрослым, сверстникам, нравственным нормам и ценностям.

«Трудный подросток» - личность, психологически находящаяся в подростковом возрасте, чье поведение не соответствует социально принятым нормам, обычно это касается непослушания, убегания из дома, употребления психоактивных веществ, совершения преступлений различной тяжести и прочих моментов4.

____________________

4 Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Гурова. - М.: Изд-во МНЭГ1У, 2013. - 316 с.

Количество трудностей, приносимых изменениями в характере и поведении ребенка, оценивается всегда субъективно, и то, что для одной будет восприниматься, как ужас в последней стадии, для другой будет представлять вариант нормального развития. Практически стопроцентная вероятность, что ребенок, имевший трудности коммуникации, социальной адаптации, построения адекватных отношений и понимания общественных норм перейдя возрастной рубеж, превратится в трудного подростка. Ожидания родителей, что ребенок перерастет детские трудности и стабилизируется к более взрослому не то, что не оправдываются, они получают еще более тяжелый вариант взаимодействия.

Работа с «трудными подростками» включает как коррекционные программы, так и профилактические меры, целью которых есть выявление группы риска и предупреждение нарастания возможных социальных отклонений.

Яркими эмоциональными проявлениями «трудных подростков» является избыточная аффективная реакция на прикосновения и объятия близких, возможно нежелание встречаться взглядом, стремление к повсеместной демонстрации своей независимой позиции от окружающих. Но самостоятельное определение подростка в группу риска не может быть полноправным и объективным, для точной постановки диагноза или взятия на учет необходимо задействовать специалистов психологической сферы.

Даже если родителям не нравится поведение подростка, а учителя требуют принять решительные меры, это не всегда свидетельствует о потребности в коррекции. Вполне возможен такой вариант, что поведение подростка актуально и выполняет защитную функцию вследствие нападок со стороны нетактичного окружения.

Существует несколько классификаций трудных подростков.

В зависимости от вида нарушений «трудные подростки» делятся на5:

____________________

5 Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2013. - 704 c.

  • Дети с нарушениями в сфере общения: это и причина, и проявление отклонений в их развитии.
  • Дети с нарушением эмоциональной сферы (крайне возбудимые или апатичные, аутичные).
  • Дети с нарушениями интеллекта (обычно это выявляется с помощью медиков).
  • Дети с нарушением волевой сферы (упрямые и своевольные или, наоборот, безвольные и безразличные).

Классифицируют «трудных» и по степени «трудности».

Выделяют обычно следующие группы:

  • Неодобряемое поведение (периодически возникает у всех подростков и детей).
  • Порицаемое поведение (значительные нарушения порядка и дисциплины).
  • Девиантное поведение (нравственно порицаемое: ложь, подлость, эгоизм, агрессивность и т.д.).
  • Делинквентное поведение (предпреступное: умышленное нарушение норм человеческих отношений: кражи, драки, вымогательство и прочее).
  • Преступное поведение.
  • Экстремальное поведение (наркомания и другие разрушающие личность явления).

Таким образом, «трудный подросток» - это ребенок, вступивший в стадию пубертата (полового созревания), поведение которого не соответствует общепризнанным социальным нормам. Что, как правило, проявляется в непослушании родителям или другим взрослым, выработка своей модели поведения, которая не приемлема его отцом и матерью, но которые не могут на неё повлиять.

Методы и формы работы учителя английского языка с «трудными подростками» на уроках английского языка

В работе с «трудными» подростками самая сложная задача учителя - найти подход к пониманию «трудного подростка», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых подросток захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими подростками педагогам необходимо понимать, что за любым проблемным поведением учащегося стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение у одного учащегося в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения  подростка6.

____________________

6 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2014. – 464 с.

Работая с «трудными» подростками, учителю приходится, как бы, «плыть против течения», то есть преодолевать то сопротивление, то   напряжение, с которым подросток приходит на урок.

Многие неудачи в учении у «трудных» школьников связаны с их неумением запоминать и сохранять в сознании большое количество информации. Происходит это обычно при переходе в средние классы, когда количество подлежащего усвоению материала существенно увеличивается, а способам его заучивания никто из учителей не учит.

Развить интерес к английскому языку у «трудных подростков» возможно посредством применения игровых технологий.

Игровые технологии применяются чаще для младших школьников, это приносит заметные результаты. Но необходимо отметить, что применение игровых технологий в работе с подростками может быть не менее результативным. Если правильно подобрать игровые технологии, то можно получить нужный результат. В настоящие время на поведение подростков большое влияние оказывают социальные факторы, выходя из-под опеки взрослых, они оказываются не подготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявляться в неумении избегать вредных привычек, следить за своим здоровьем. Направленное обучение способам успешной социализации, основанное на соответствующей педагогической технологии, позволяет избежать многих проблем. Под технологией понимают систему последовательных действий, нацеленных на решение определённой социально-педагогической задачи, проблемы. Игровые технологии для успешной социализации подростков направлены на осознанное, целенаправленное общение с другими детьми. Они помогают задуматься о смысле жизни, ответственности за себя и близких людей, найти адекватные способы поведения в данной ситуации.

Игрой на уроках английского языка является упражнение, создающее обстановку естественного общения и дающее возможность ученикам на практике опробовать свои речевые навыки. Основными характеристиками игры является: эмоциональность, неожиданность, целенаправленность7.

____________________

7 Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2013. 222 с.

Игра - это занятие, зачастую носящее соревновательный характер. Игра всегда содержит в себе вопрос: как выиграть? Игра сама по себе требует принятия решений, этим и улучшает мыслительную деятельность детей. Но во время игры на уроках английского языка дети еще говорят по-английски, и это в разы увеличивает эффективность проведения этого метода. Но дети над этим не задумываются. Игра для школьников - развлечение. Плюсом также является легкость игры, так как в ней могут участвовать даже слабые ученики. Именно поэтому метод игры использует большинство учителей английского языка.

Игру необходимо использовать на всех ступенях школьного образования. Основными функциями игр является практика ситуативной речи школьников, обеспечение многократных повторений материала; формирование готовности детей к общению.

В процессе обучения английскому языку ребенок должен научиться самостоятельно развиваться, продолжая учиться по собственному желанию, может организовать свою деятельность, искать информацию, анализировать ее и применять на практике. А также умеет принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, вырастет человеком, который умеет отстаивать свое мнение, но при этом неизменно уважает мнение других, овладевает вербальными и невербальными средствами общения, может адаптироваться в любом социуме, при любом повороте истории.

Если игра будет тесно связана с уроком, детям будет очень интересно, при этом они могут и не заметить, что идет игра. Важно не количество игр на уроке английского языка, а их качество. Учителю английского языка важно создать непринужденную обстановку, которая способствует проведению интересного урока английского языка.

Игровые методы также могут включать в себя разучивание песен на английском языке, просмотр английских фильмов, различные творческие задания в игровой форме.

Итак, основная задача учителя английского языка - поддержание постоянного интереса детей к урокам английского языка и обеспечение доступным материалом для этого. Игры помогают решить эту задачу, их применение на практике дает замечательные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.

Современные образовательные технологии на уроках английского языка представляют собой четко сформулированный процесс взаимодействия учителя и ученика, необходимый для достижения определенной цели.

Трудный подросток - ребенок в стадии полового созревания, демонстрирующий асоциальное поведение. Характерные черты - напускная независимость, непослушание, грубость, жестокость, пренебрежение общественными нормами и правилами. Дети склонны к конфликтам, недисциплинированны, прогуливают школьные занятия, игнорируют домашние обязанности, провоцируют драки.

Понятие «игровые технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов педагогического процесса в форме различных игр. Игра сегодня - самый популярный вид работы с детьми. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенную общим содержанием и сюжетом. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.

Игровые технологии в настоящее время очень востребованы, их используют практически все учителя английского языка в педагогической деятельности, они направлены на повышение мотивации подростков в трудовой и познавательной деятельности. Игра может повлиять на развитие и формирование склонностей и интересов к любому виду деятельности. Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны личности «трудного подростка».

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранный язык в школе. - 2013. - №6. - С. 44.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Гурова. - М.: Изд-во МНЭГ1У, 2013. - 316 с.
  4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» / Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2017. - 333 с.
  5. Демченкова Н.А. Формирование познавательного интереса у учащихся / Н.А.Демченкова  // Математика в школе. - 2017. - №19. - С. 2-4.
  6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А.Зимняя. - М.: Просвещение, 2013. 222 с.
  7. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В.Конышева. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2016. - 192 с.
  8. Общая методика обучения иностранным языкам // под ред. А.А.Миролюбова, И.В.Рахманова, В.С.Цетлин, Изд-во «Просвещение». - 2013. - С. 181.
  9. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Юрайт, 2013. - 704 c.
  10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012, N 273-ФЗ.