Открытый урок по обществознанию для 6-го класса "Выбираем профессию"

Разделы: История и обществознание


Единица содержания: освоение способа выбора профессии.

Цель урока

обучающий аспект:

  • знать 5 основных типов профессий (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь выделять основные виды деятельности и определять профессии, относящиеся к ним, чтобы верно осуществить собственный выбор профессии (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь характеризовать ведущие профессиональные качества представителей разных профессий (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать мышление при сравнении и выборе наиболее предпочитаемых профессий (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать устную речь при аргументации своей позиции и представлении результатов работы (коммуникативные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать уважение к труду в любой профессиональной области и праву каждого на личный выбор специальности и профессии (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать стремление к изучению многообразного мира профессий (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать культуру организации собственной деятельности на уроке (регулятивные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  • усвоение нового материала,
  • первичная проверка усвоения,
  • итог на рефлексивной основе.

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой - 2 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний.
Метод: репродуктивный.
Форма работы: фронтальная.

Деятельность учителя
«На прошлом уроке мы обсуждали проблему достижения успеха в жизни, и многие ученики связали свою успешность с их будущей профессией На свете существует более 40 тысяч профессий, как же нам в них разобраться?»
Постановка вопросов:
- Какая тема урока?

Деятельность учащихся

 

Формулируют тему урока, отвечая на вопрос.

- Тема урока «Выбираем профессию».

Постановка проблемных вопросов - 3 мин.

Задача: обеспечение мотивации.
Метод: продуктивный (самостоятельная формулировка вопросов).
Форма работы: фронтальная.

Деятельность учителя
Актуализация с использованием зрительной опоры на экране.
Вопрос: Посмотрите 3 видеоролика, которые подготовили ваши родители, что объединяет все три высказывания?
Вопрос: Как вы думаете, какую проблему мы будем обсуждать на уроке?

Деятельность учащихся
Проявляют интерес к содержанию зрительной опоры или другого источника информации, погружаются в проблематику, выражают мотивацию к совместной учебной деятельности на уроке.
- Наши родители любят работу, гордятся ею.
Формулируют варианты проблем.
- Как правильно выбрать профессию.

Постановка целей - 5 мин.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности.
Форма работы:  фронтальная.

Психологи, педагоги и другие специалисты разработали множество тестов, благодаря которым мы можем быстрее определиться с огромным разнообразием профессий. Самый известный тест делит все профессии на пять типов: «человек–природа»; «человек–техника»; «человек–человек»; «человек–знак»; «человек–художественный образ». Я давала вам сделать дома в режиме онлайн именно этот тест, а вы должны были мне написать в электронный журнал, какой ответ у вас получился. И сегодня почти все из вас сидят по группам в соответствии с результатами теста.
Как вы думаете, почему они так называются?
А вы хотите подробнее узнать о своем типе профессии?

Этап усвоения нового - 10 мин.

Решение задач

Задача: обеспечение усвоения новых знаний.
Метод: продуктивный.
Форма работы: групповая.

Деятельность учителя
Главная цель урока – сделать правильный профессиональный выбор, для этого я приготовила каждому лично карту профессионального выбора, подпишите их, они останутся у вас для дальнейшей работы.

Инструкция.
Постановка учебной задачи:
1.Вам нужно создать слайд в Google презентации, который поможет вам рассказать о своем типе профессий. У каждой группы свое название слайда: человек-человек, человек-природа и т.д.

Деятельность учащихся
Организация работы в группе.
2. Для этого вам нужно прочитать рабочие материалы, которые находятся у вас на парте, и найти:
а) такие виды деятельности, которые характерны именно для этих профессий;
б) назвать основное качество работника, которое нужно для выполнения этой деятельности;
в) подобрать  пример профессии.
Всем понятно как выполнять работу?
Работают группами с мобильными устройствами в Google диске.

3. Постановка задачи для работы учащихся в группе.
«В группе распределите роли – аналитик, лидер, оформитель. Лидер будет оценивать работу каждого участника группы, полноту ответа, следить за временем  и представлять результат работы группы, я буду оценивать правильность выполнения работы.»
Работа в группах – 10 минут.

Представление продукта, оценивание, рефлексия по итогам работы.

После каждого выступления группы ребята из других групп отмечают, что из этого типа профессий увидели полезного лично для себя.
Лидер группы оценивает полноту ответа, учитель - правильность.

Этап первичной проверки усвоения

Учитель:  Итак, по какому признаку мы можем отличить один тип профессий от другого?
Ученики: Все они характеризуются особенными видами деятельности, которые требуют набора особенных качеств человека.
Учитель: Значит, по какому принципу эти типы профессий собраны?
Ученики: В зависимости от вида деятельности.
Учитель: Как вы думаете, зачем нужно такое деление профессий по типам?
Ученики: Чтобы удобнее было ориентироваться в мире профессий.
Учитель: Тогда давайте потренируемся: я называю вам профессию, а та команда, которая считает ее своим типом дружно поднимает руки. Возьмитесь за руки и приготовьтесь.
Ветеринар, пожарный, переводчик, художник, слесарь, учитель, программист, учитель информатики. Почему в последнем случае вы все поняли руки?
Ученики: Потому что эта профессия на стыке – «человек, техника, знак».
- Значит, не все профессии можно разложить на пять типов.
Учитель: Действительно, многие современные профессии смежные, т.е. объединяют разные типы профессии, и это обязательно нужно учитывать при выборе.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе - 5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей.
Метод: продуктивный.
Форма работы: фронтальная (индивидуальная).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проведение фронтального опроса учащихся. Отвечают на аналитические вопросы.

Итак, какой главный вопрос нашего урока?

Как мы на нашем уроке учились выбирать профессию?

Как правильно выбирать профессию.

Что нам помогало в этом поиске?

А сейчас посмотрите еще раз на свою карту выбора профессии и скажите, чем она может вам помочь?

Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали.

Продолжите фразу: "Я меня заинтересовала профессия …, потому что …"

Выставляют оценки за урок в своих рабочих листах.

Этап информации о домашнем задании - 5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дифференциация домашнего задания с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося и его конкретного образовательного результата в данном уроке.
Для всего класса тема домашнего задания одна «Моя будущая профессия», но размышлять над ней можно в разных формах:
1) написать синквейн;
2) написать письмо самому себе в 2020 год;
3) снять видеоролик про свой выбор профессии.
Ваш выбор формы работы тоже является психологическим тестом и раскроет ваши особенности в другом ракурсе. Делайте свой выбор, и всем удачи!

В условиях предложения выбора дифференцированного задания осуществляют его в соответствии с комментариями учителя.
Записывают домашнее задание в дневник (или вклеивают в рабочую тетрадь), знакомятся с его содержанием, при необходимости задают уточняющие вопросы.
Выбирают варианты домашнего задания.