Использование толкового словаря на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Вся наша жизнь и все, что существует в мире связано с языком, а значит со словом. Мы говорим и думаем с помощью слов, называем предметы и явления словами, выражаем эмоции и чувства, тоже используя слова. Следовательно, слово, на протяжении всей истории человечества, было и остается основным строительным элементом нашего существования. Словарный запас каждого языка уникален и  неповторим. Он содержит понятия о культуре, традициях  и истории людей, говорящих на языке.

Весь словарный запас отдельно взятого языка содержится в специальных книгах – толковых словарях. Как правило, словарь содержит перечень слов, расположенных в алфавитном порядке, с толкованием на том же языке. В толковом  словаре происходит систематизация и хранение слов. А значит систематизация и хранение знаний накопленных людьми, говорящих на определенном языке, за всю историю  существования.

Исходя из всего вышеизложенного, становится понятно, что роль словаря в современном мире очень велика.

Словарь является богатым источником знаний, он дает понимание значения слова, его происхождение,  его особенности. Толковый словарь иностранного языка  зачастую редко используется на уроках, и напрасно, потому что именно он содержит ресурсы, которые  изначально являются «носителями языка».

При всей простоте темы «Работа со словарем» ее важность и актуальность неоспорима. Очень часто учащиеся не понимают значения прочитанного, что ведет к снижению качества знаний по предмету.

Прежде всего, нужно научить ребенка не «бояться» работать со словарем, особенно толковым словарем иностранного языка. Очень часто учащиеся не пользуются этим словарем, объясняя это тем, что он затрудняет понимание слова, не дает четкого перевода, заставляет догадываться, когда гораздо проще взять обычный двуязычный словарь и посмотреть точное значение слова. Но ведь учитель отлично понимает, что именно этим толковый словарь полезен для ученика, именно таким образом расширяется и обогащается  словарный запас.

Как начать работу? Сначала нужно познакомить со словарем. Объяснить как он «работает» и чем он полезен.

Можно использовать простые задания, которые очень нравятся детям:

- быстро найти слово в словаре;

- ориентирование в порядке букв в алфавите;

- назови буквы соседние с данной в слове;

- какая буква стоит в алфавите до и после данной;

- расшифруй символы стоящие после слова;

- найди глаголы, существительное или прилагательное в цепочке слов.

Интенсивную работу с толковым словарем можно и нужно начинать в средней школе, в 5-6 классах. Когда у школьников уже накопился первоначальный лексический запас. На этом этапе учитель с помощью толкового словаря начинает систематическую  работу, направленную на обогащение словарного запаса учащихся.

  Как правило, эта работа начинается с простых игровых упражнений стимулирующих мотивацию ученика в запоминании новых слов.

На первоначальном этапе можно предложить упражнения:

- найди  в списке предложенных слов, слова родственные по теме и наоборот;

- соедини значение слова с его толкованием;

- соедини слово с картинкой;

- нахождение и исправление лексических ошибок;

- кроссворды.

На следующих этапах необходимо стимулировать учеников к самостоятельному толкованию слов.

- дать самостоятельное толкование и сравнить его со словарем;

- построить словосочетания, используя  многозначное слово в различных значениях;

- обратное задание - определить значение слова в разных сочетаниях;

- определить значение слова по толкованию;

- составить предложение с этим словом;

- составление кроссвордов синонимов и антонимов;

- расположить синонимы в порядке возрастания и убывания;

- заменить слово в предложении так, чтобы смысл предложения остался тем же;

- игры на замену слов в тексте, рассказе (учащийся читает предложение или отрывок текста, учитель прерывает чтение в любой момент и говорит: стоп, учащийся заменяет слово, на котором он остановился либо синонимом, либо толкованием);

- замена слов фразовыми глаголами;

- толкование идиом;

- диктанты с использованием толкования слов;

- игра «Крокодил» на иностранном языке.

Результатом должна стать сформированность умения понимать значение слова, правильно переводить его, безошибочно употреблять в устном и письменном высказывании, уметь заменить его синонимом, антонимом или толкованием при необходимости. Главное заключается в том, чтобы выработать у учащихся потребность в необходимых случаях обращаться к справочной литературе, научиться самостоятельно добывать новые знания.

Попробовав однажды поработать на уроке с толковым словарем, вам больше не захочется расставаться с этим ценнейшим инструментом обучения иностранному языку. Используйте предложенные в данной статье формы работы со словарем и придумывайте собственные – и результат не заставит себя долго ждать!