Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?

Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.

На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.

Придя работать в школу, на своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.

Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.

Думаю, можно выделить этому несколько причин:

  • нехватка времени;
  • «старое» отношение к учёбе;
  • низкий уровень семейного воспитания;
  • несоответствие требований родителей и возможностей детей.

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически, последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и навыков. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

В настоящее школы активно предпринимают попытки вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, но активности родителей явно не наблюдается. Многие по-прежнему видят свое участие в школьной жизни собственного чада в отсиживании на пресловутом родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.

Для того, чтобы родители стали активными участниками учебно-воспитательного процесса, я решила действовать в разных направления. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.

Рисунок. Система взаимодействия учителя начальных классов и родителей

Какие же направления и задачи я использую?

Направления работы с родителями:

  1. Проводить систематически родительские собрания.
  2. Приглашать на собрания преподавателей-предметников.
  3. По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы.
  4. Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.
  5. Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе.
  6. Систематически встречаться с родителями детей группы риска.
  7. Проводить консультации.

Задачи работы с родителями:

  1. Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
  2. Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей;
  3. Знакомство педагога с организацией и методами семейного воспитания;
  4. Отбор и обобщение лучшего опыта, использование его в работе;
  5. Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
  6. Формирование у родителей потребности в самообразовании.

ЦЕЛЬ ?????

Воспитывая культуру отношений между детьми, между учителем и родителями, учителю надо начинать с себя. Нельзя разговаривать с трудным ребёнком и его родителями в иной манере, чем с детьми благополучными. Это не говорит о том, что не нужно быть требовательным. Но требовать нужно так, чтобы родители в индивидуальной беседе о поведении или неуспехах своего ребёнка видели правоту учителя, а не предвзятость.

Задача учителя постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.

Какие же формы могут использоваться для работы с родителями?

Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.

Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса (Приложение 1), намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели нашей с ними совместной работы.

После этого мы вместе с родителями оформляем родительские дневники (Приложение 2), в которых первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В этих же дневниках для родителей пишутся рекомендации и памятки, целью которых является – помощь в осуществлении воспитательного процесса. Здесь же родители имеют право написать претензии к учителю по воспитанию и обучению, вопросы, на которые они хотели бы услышать ответы на следующем собрании (или в ближайшее время), пожелания учителю.

Ведение родительских дневников – очень полезный, на мой взгляд, вид работы. Он помогает более продуктивно сотрудничать как учителю с родителями, так и учителю с родителями. Кроме того, помогает провести хорошую рефлексию. Этот вид работы снимает напряжённость между родителем и учителем, т.к. не всегда родитель может задать вопрос напрямую, глядя в глаза. И, кроме того, даёт учителю возможность не быть застигнутым врасплох, а подготовиться к ответу на интересующий родителя вопрос. Помогает, так же, вносить необходимые коррективы в свою учебно-воспитательную деятельность и в план работы с родителями. Родительский дневник делает собрания более полезными и содержательными для родителей. Кроме того, учителю не приходится озвучивать вслух перед всеми родителями замечания для каждого конкретного ребёнка, то есть, помогает избежать родителям неблагополучных детей неловкой ситуации перед родителями ребят благополучных. Наличие дневников помогает учителю хранить диагностику родителей, даёт возможность обратиться к данной информации при необходимости.

Мы традиционно совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники (Приложение 4), в организации и проведении которых нам помогают родители. К таким праздникам относятся: (это не все праздники)

  • «День Знаний» (1 сентября);
  • «Конкурс поделок из природных материалов» (3-4 неделя сентября);
  • «Посвящение в первоклассники» (первая неделя октября);
  • «Театральный марафон» (ноябрь);
  • «Новый год» (последняя неделя декабря);
  • «8 Марта»;
  • «Прощание с начальной школой».

Родители спонсируют эти праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.

????? Со своими учениками мы часто путешествуем – посещаем музеи, театры, цирк, выставки, зоопарк и т.д. Обязательно с нами в поездки отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят в поездках, делают фотоснимки. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.

Наличие во многих семьях компьютера и доступ в интернет позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со мной через сайт «Школьный портал». Таким образом, они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком.

Наряду с новыми формами основной, всё же, остаётся форма родительских собраний и консультаций. По проведённым родительским собраниям ведётся специальная документация (Приложение 6).

Всем известно, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Почему? Я поняла, что, не ответив на этот вопрос, не смогу добиться необходимых результатов. Проведя анкетирование, общаясь с родителями, я поняла, что им просто не интересно. Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседам о ремонте и оборудованию кабинета

И после тяжелого рабочего дня непросто высидеть на собрании 3 часа, слушая об успехах и неудачах каждого ученика класса, а потом еще и «играть» с другими такими же уставшими родителями в психологические игры, при этом думая о том, что нужно еще у ребенка уроки успеть проверить, в школу его собрать, да завтрак всей семье приготовить), но обогащали, были интересны и полезны.

Родительские собрания

  • четкий регламент;
  • отчет по учебной работе;
  • отчет по внеклассной работе (презентация PowerPoint);
  • фото-отчет по работе за год (киностудия Windows live).

Для того, чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее оговариваю регламент – кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на это выделяется времени. Стараюсь укладывать общую часть собрания в 1 час, а уже потом решать все частные вопросы.

НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося. В начале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям презентацию общей успеваемости по каждому предмету.

Думаю, успех родительского собрания зависит не только от его содержания, но и от подготовительной работы к нему.

После отчета по учебной работе – отчет по работе воспитательной. Так же в виде презентации, на этот раз красочной – с фотографиями и отзывами детей. Примечательно, что когда я впервые показала родителям такую презентацию-отчет, многие удивились, что такие мероприятия вообще в классе проходили. «Сколько всего интересного было!» - говорили они. Значит, родители не всегда в курсе школьных дел, этот пробел и позволяет подобный отчет устранить. Вновь после презентации – рабочие моменты, совместное планирование дальнейшей работы (или согласование).

Я считаю, что каждое собрание должно просвещать родителей, а не превращаться в чтение нотаций и критику ошибок и неудач детей. 

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Родительский комитет нашего класса выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитывается предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель предупредил родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.

Положение о родительском комитете класса

Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников собрания класса.

Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

Родительский комитет участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседания родительского комитета класса проходят 3–4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Положение о родительском комитете класса принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан:

  • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
  • влиять на формирование культуры родительского общения;
  • быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
  • стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
  • выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
    соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и родителями.

Родительский комитет имеет право:

  • активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
  • принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
  • проводить беседы с проблемными учащимися;
  • поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;
  • привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.

Структура и состав родительского комитета класса

Обязанности в родительском комитете распределены следующим образом: председатель родительского комитета, его заместители, отвечающие за определенные участки работы.

Н.С.Белянская – председатель родительского комитета, отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Председатель участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости. Все консультации оформляются в особом журнале (Приложение 8).

Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам.

Итак, внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса. Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания.

Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.

Результаты анкетирования родителей 4 класса

Анкета «Школа глазами родителей»