Проектная деятельность на урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Введение

Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Все мы хотим быть здоровыми, но не всем это удаётся. Исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от образа жизни каждого. Образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50–52% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся: влияние внешней среды — 18-20%; генетика, наследственность — 20-21%; здравоохранение — 7-12%. Надо отметить, что образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания. Определенно, образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека и, в то же время, условия жизни оказывают свое влияние.

Данные статистики показывают, что заболевания детей в новых образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях) в 2,5 раза выше, чем в традиционных. Среди причин, пагубно влияющих на здоровье детей, обучающихся в профильных классах, на первое место выдвигаются: перегруженность школьными занятиями, как в школе, так и дома; низкая двигательная активность; несоблюдение правил гигиены умственного труда (А.М.Олещенко, В.В.Колбанов).

Цель работы: изучение влияния учебной нагрузки на здоровье старшеклассников.

Задачи:

  • изучить научную литературу по данной теме;
  • провести социологический опрос среди учащихся на предмет влияния школы на здоровье школьников;
  • сделать выводы.

Литературный обзор

Что такое здоровье с физиологической точки зрения? Определяющими являются следующие формулировки:

  • Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, наличие оптимальной связи со средой и согласованности всех функций (Г.З.Демчинкова, Н.Л.Полонский).
  • Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П.Казначеев).

Вместе с этим, в большинстве научных исследований справедливо подчеркивается, что абсолютное здоровье - это не более чем абстракция.

Как определить уровень здоровья? Определение уровня здоровья индивидуума в основном базируется на оценке соматического здоровья, что включает, в первую очередь, оценку физического развития и функционального состояния организма, состояния основных физиологических резервов. В этом отношении большой интерес представляют скрининговые методики, позволяющие с помощью относительно простых тестов и показателей физического развития оценивать состояние здоровья испытуемого.

От чего зависит здоровье? Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов (Robbins, 1980). Считается, что вклад различных факторов в состояние здоровья следующий:

- наследственность - 20 %;

- окружающая среда - 20 %;

- уровень медицинской помощи - 10 %;

- образ жизни - 50 %.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, таковы:

- человеческий фактор - 25 % (физическое здоровье - 10 %, психическое здоровье - 15 %);

- экологический фактор - 25 % (экзоэкология - 10 %, эндоэкология - 15 %);

- социально-педагогический фактор - 40 % (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15 %, поведение, режим жизни, привычки - 25 %);

- медицинский фактор - 10 %.

Ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения особенно характерно для учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой (гимназии, лицеи и т.п.). Учебные нагрузки в школах такого типа настолько велики, что большая часть детей, обучающихся в них, имеют сочетанные, полиорганные нарушения в состоянии здоровья. Актуальность и социальная значимость проблемы адаптации детей к высоким учебным нагрузкам определяется также огромным экономическим ущербом, который обусловлен высокой заболеваемостью и инвалидизацией школьников.

Многие исследователи отмечают четкую зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок. Так, изучение состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в лицеях и гимназиях, показало, что по сравнению с учащимися обычных школ эти дети имели худшие показатели здоровья. Ухудшение здоровья учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой в динамике школьного обучения происходило более быстрыми темпами, чем в классической школе. Все это позволяет сделать вывод, что интенсификация обучения, не подкрепленная системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья детей.

Показано, что среди факторов, формирующих здоровье, доля воздействия так называемых «школьных» факторов, в том числе педагогических, составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается лишь в 10-15%. Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушение режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников.

Особенно интенсивность учебной нагрузки возрастает в старшей школе.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

Статья 10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Статья 10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4-5 классах - 2 ч., в 6-8 классах - 2,5 ч., в 9-11 классах - до 3,5 ч.

По данным института возрастной физиологии РАО, научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часов в день; в основной школе - 7,2-8,3 часа в день; в полной средней школе - 8,6-9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет  9-10 часов в начальной, 10-12 - в основной и 13-15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.
Все эти факторы приводят к ухудшению здоровья старшеклассников.

Практическая часть

Для того чтобы подтвердить теоретическую информацию, мы провели опрос среди учащихся 10, 11 классов Лицея № 15. Всего в анкетировании приняло участие 25 человек из десятого класса и  24 человека из одиннадцатого. (Вопросы в приложении 1)

На первой диаграмме (Приложение 2) представлены ответы учеников на вопрос «Как ты оцениваешь свое здоровье?». Большая часть считает своё здоровье удовлетворительным.

На второй диаграмме (Приложение 3) представлены ответы на вопрос «Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках?». Большинство ответило «Да, достаточно часто».

На третьей диаграмме (Приложение 4) представлены ответы на вопрос «Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?». Большая часть ответила «Часто».

Заключение и выводы

В ходе исследовательской работы были изучены причины ухудшения здоровья старшеклассников в школе. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся устают на уроках и возвращаются домой уставшими. 19 учащихся из 49 считают свое здоровье удовлетворительным. Основными факторами, вызывающими усталость, большинство учащихся отметили – большое количество уроков в день, количество информации и домашнее задание. Также большинство учащихся выполняют домашнее задание вечером, с чувством долга.

Я считаю, что для снижения утомления и лучшего восприятия знаний учащимися, необходимо уменьшить объем домашнего задания, больше внимания уделять урокам физического воспитания, пропаганде здорового образа жизни.

Список литературы

1. Адаптация организма подростков к ученой нагрузке/ под ред. Д.В.Колесова. М.: Педагогика, 2007.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

3. http://www.bibliotekar.ru/valeologia-2/4.htm.

4. http://www.studfiles.ru/preview/4496635/page:7/

5. http://www.studfiles.ru/preview/2783125/page:10/