Тестирование на уроках физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (115 кБ)

Загрузить презентацию (152 кБ)

Загрузить презентацию (110 кБ)

Загрузить презентацию (93 кБ)


Образовательные потребности современного человека опережают по темпам роста преобразования самой системы образования. Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизованными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях и используют приблизительно одинаковые по свойствам контрольно-измерительные материалы. Такую стандартизованную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.

Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отразить основное содержание предмета. Комбинации тестовых заданий различных трудностей должны обеспечить вариативность различных вариантов тестов. Дифференцирующие силы используемых тестовых заданий, в свою очередь, должны обеспечивать надежную дифференциацию уровня подготовленности различных учащихся.

При подготовке учащихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, необходимо в повседневной жизни использовать элементы тестовых технологий, сочетать их с другими традиционными формами оценки качества знаний (контрольная работа, физический диктант, взаимопроверка, самопроверка и т.д.). Можно самостоятельно составлять небольшие задания в виде тестов для осуществления быстрой обратной связи, отслеживая качество усвоения изучаемого материала.

Практическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свое место (рейтинг) среди множества Российских учащихся, проходивших централизованное тестирование.

Трудно переоценить значение тестовых работ учащихся для закрепления, пополнения и углубления знаний. В современном учебном процессе тестирование занимает все большее место. Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научиться, развиться, воспитаться.
Важными достоинствами тестов являются полнота проверки знаний и умений учащихся, обнаружение развития способностей учащихся, объективность определения уровня достижений учащихся, возможность обоснованного перевода количества правильных ответов на вопросы теста в оценку.

Нижнюю границу для оценки «удовлетворительно» принято достижении уровня около 70% от общего объема знаний и умений, определяемых требованиями программы. Ниже 70% правильных ответов на обязательную часть теста оценивается неудовлетворительными оценками. Оценку «хорошо» можно выставлять за полное выполнение обязательной части теста или за общее число правильных ответов, примерно соответствующее числу вопросов в обязательной части теста. За допустимое можно принять отклонение примерно 10%. Оценке «отлично» соответствует результат с превышением числа правильных ответов над числом вопросов в обязательной  части теста. В таком случае данная оценка выставляется при полном овладении учебным материалом в соответствии с требованиями учебной программы на уровнях воспроизведения и применения знаний в знакомой ситуации и обнаружении способности успешно применять полученные знания в незнакомой ситуации.

В настоящее время издается множество сборников тестовых заданий, которые учитель может использовать в работе с учащимися целиком или частично. Особенно привлекательны такие тесты, где предусмотрена оценка различных видов учебно-познавательной деятельности школьников:   репродуктивной, репродуктивно-продуктивной и продуктивной.

Поэтому каждому учителю в повседневной работе необходимо использовать элементы тестовых технологий в сочетании с другими традиционными формами оценки качества знаний учащихся. Многие учителя могут самостоятельно составлять небольшие диагностические задания в виде тестов для осуществления быстрой обратной связи,  с целью отслеживания качества усвоения учебного материала, индивидуального темпа продвижения ученика по усвоению нового знания. Ознакомив учеников с типовыми конструкциями тестовых заданий, учитель сможет сформировать у них необходимые навыки выполнения тестовых заданий, и они практически не будут тратить время на понимание инструкции по их выполнению. Во время таких тренировок отрабатываются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля, формируются навыки мыслительной деятельности, умение мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять собственными эмоциями. При этом основную часть работы с целью тренировки желательно проводить в случаях не столь эмоционально напряженных как экзамен или контрольная работа. Это может проходить в форме домашнего задания, самопроверки, взаимопроверки.

Корректная оценка используемых для разных типов контроля тестов и  обоснованная шкала оценки каждого такого тестирования должна служить не только показанием усвоения учащимися того или иного материала, но и являться достаточно мощным стимулирующим фактором самооценки. Особенно возрастает значимость подобных оценок, если их анализируют в системе с другими контрольными параметрами по разным видам деятельности. Возможность такого анализа дает наиболее продуктивные результаты при наличии в системе работы учителя элементов рейтинговой системы оценок качества знаний, умений и навыков учащихся.

Мной на уроках физики проводится тестирование учащихся по различным темам курса физики. Для удобства тесты составляю в программе PowerPoint. Ученики указывают на листочках только варианты ответов. После демонстрации теста, ученики осуществляют самопроверку или взаимопроверку по готовым ответам.