Урок литературы "Страдания ребёнка и мировое зло"

Разделы: Литература


Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия добра и его составляющих.

Задачи урока:

  • Обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление понятие добра и его составляющих путём формирования умений по анализу художественного текста;
  • Содействовать нравственному воспитанию, самосовершенствованию, развитию духовно богатой личности;
  • Развивать способность эмоционально откликаться, размышлять над увиденным или прочитанным, выделять главное, синтезировать и обобщать, приходить к умозаключениям, делать выводы, проводить самооценку.

УУД, направленные на достижение личностных результатов: участвовать в творческом созидательном процессе, чувствовать личную ответственность за будущий результат, осознавать себя как индивидуальность в то же время как часть общества, культивировать стремление к красоте и самооценке своих действий и поступков, самосовершенствованию.

УУД, направленные на достижение метапредметных результатов: уметь искать и выделять нужную информацию из текста, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к литературе.

УУД, направленные на достижение предметных результатов: создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера.

Оборудование урока:

  • тексты (главы из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»),
  • отрывок из видеофильма «Братья Карамазовы»,
  • мультимедийная проекция, карта урока.

Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивационно-ориентировочный

Организует просмотр отрывка-притчи, рассказанной Иваном Карамазовым, о генерале и растерзанном псами ребёнке, из видеофильма, снятого по одноимённому роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».

Осуществляют просмотр отрывка и формулируют тему и проблему урока. Тема: «Страдание ребёнка и зло в мире».
Проблема: «Что такое добро? Насколько оно реально?»

Л: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния.
М: осуществлять логические операции анализа, соотнесения, обобщения; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
П: научиться определять идейно-эмоциональное содержание.

Предлагает обратиться к истории, рассказывающей о страданиях и смерти другого мальчика, Илюшечки (по материалам прошлого урока)

Рассказывают предысторию Илюшечки: за что пострадал ребёнок? (За обиду, нанесённую его отцу Дмитрием Карамазовым, за честь, оскорблённое человеческое достоинство, правду).

Л: различать основные нравственно-этические понятия;
М: определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними; синтезировать информацию для составления ответа;
П: научиться элементам анализа текста.

Работая в группах, начинают оформлять карту урока: намечают пути решения проблемы через рассмотрение притчи о генерале и мальчике и анализ речи Алёши Карамазова у могилы Илюши.

Л: участвовать в творческом, созидательном процессе;
М: уметь работать в группе; планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом;уметь работать в группе
П: научиться проектировать учебную деятельность.

2

Мотивационно-ориентировочный

 

Обучающиеся в группах, работая с текстами (притча Ивана и речь Алёши), через синонимичные ряды формируют представления о мире Ивана и Алёши. В итоге получаются два кластера.
1. Иван - это возмездие, невозможность принять мира Божьего, укор небеса, Богу, Творцу, «взять свои меры», искупление и отмщение, неутолённое негодование, бунт.
2. Алёша - всепрощение - благовестный звон, Херувимская, целования, воскресение, милые, светлые лица школьников, Илюшиных товарищей, память об Илюшечке и друг об друге, взаимная любовь и уважение, единение хорошим и добрым чувством, хорошее святое воспоминание, вынесенное из детства, от великого зла удержит, это спасение человека на всю жизнь, пострадать за всех людей, славные, добрые, весёлые глазки, великодушие, смелость, ум, честь, заключение в сердце, звонкие голоса, умилённые лица, Ура Алёше Карамазову, встанем из мёртвых и оживём, рука в руку, мировая гармония.

В ходе анализа притчи заключают, что рассказчик, Иван Карамазов, обращается к человечеству с призывом к бунту против существующего миропорядка, отмщению за страдания невинных, детей.

Л: способствовать навыкам формирования исследовательской деятельности;
М: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе;
П: научиться определять особенности речи героев Ф.М.Достоевского, научиться определять идейно-эмоциональное содержание повествования.

В ходе анализа речи Алёши Карамазова у могилы Илюшечки усматривают идею всепрощения.

Отсюда - отмщение и непрощение - лики зла, а примирение и любовь - это лики добра.

Л: способствовать формированию устойчивой мотивации к самосовершенствованию;
М: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
П: научиться определять идейное содержание повествования.

3

Рефлексивно-оценочный

Появляется изображение: весы, на чашах которых уравновешивается добро и зло.

Формулируют вывод: добро настолько же реально и осязаемо, насколько реально и осязаемо  зло.
Проводя рефлексию и составляя собственный текст, в карте урока обучающиеся заключают о миссии Алёши, послушника, который объединил, примирил враждующих между собой детей, вселил в их детские сердца и души любовь и уважение. И дети пообещали всю жизнь помнить Илюшечку и друг друга.
Смерть Илюшечки - не призыв к отмщению и бунту, а призыв к всеобъемлющей любви и добру.
Добро реально в этом мире.

Л: способствовать устойчивой мотивации к самосовершенствованию;
М: способствовать  осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям, используя изученную терминологию и полученные знания;
П: научиться составлять текст творческой групповой работы.

Предлагается каждому сформулировать и  записать в карте урока любой интересующий вопрос.
Групповые карты урока вывешиваются на доску.

 

Л: способствовать устойчивой мотивации к самосовершенствованию;
М: уметь ставить вопрос, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
П: научиться выполнять индивидуальное задание в составе группы.

Литература для учителя и обучающихся

  1. Достоевский Ф.М. Сочинения [Текст]: в 30т/ Фёдор Достоевский: [подгот. текста В.Е.Ветловская, Е.И.Кийко]. - Ленинградское отделение издательства «Наука», 1976. - 14 т.
  2. Достоевский Ф.М. Сочинения [Текст]: в 30т/ Фёдор Достоевский: [подгот. текста и коммент. А.И.Батюто, В.Е.Ветловская, А.А.Долинин, Е.И.Кийко, Г.В.Степанова, Г.М.Фридлендер]. - Ленинградское отделение издательства «Наука», 1976. - 15 т.