Наедине с природой. Анализ рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь»

Разделы: Литература


Задачи урока:

Личностные

  • совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  • закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний (проверка дом. задания) (2 мин)

Эссе: Почему человек должен быть в гармонии с природой? К чему может привести нарушение связи человека с природой?

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
(Ф.И. Тютчев)

3. Постановка цели урока, выдвижение гипотезы. (3 мин)

- Прочитайте эпиграф к уроку. Слайд 1

Сколько ни пишите еще повестей  и драм, вы не опередите вашей Илиады, ваших «Записок охотника»: там нет ошибок, там вы просты, высоки, классичны, там лежат перлы вашей музы».

(Из письма И.А. Гончарова И.С. Тургеневу от 28 марта 1859 г.)

-  О каком произведении будет идти речь на уроке? Слайд 2

- Как вы поняли высказывание Гончарова?

Слайд 3. Задача урока

- С какой точки зрения мы всегда анализируем литературное произведение? (понять основную мысль автора)

- С помощью каких средств, используемых автором читатель может понять основную мысль произведения?

Слайд 4. Гипотеза

- Сделайте предположение, т.е. сформулируйте гипотезу, какова основная мысль Тургенева в рассказе «Лес и степь»?

- С помощью каких средств писатель приводит читателя к этой мысли?

4. Словарная работа. (2 мин)

В рассказе есть упоминание слов, которые могут быть не понятны.

  • Пристяжные лошади Слайд 5
  • Лучина Слайд 6
  • Беговые дрожки Слайд 7
  • Перепел Слайд 8
  • Малиновка Слайд 9
  • Жаворонок Слайд 10
  • Чибис Слайд 11
  • Вальдшнеп Слайд 12
  • Дрофа Слайд 13
  • Ракита Слайд 14
  • Лозняк  Слайд 15

5. Анализ собранных материалов. Групповая работа. (14 мин)

- Как условно можно озаглавить части рассказа «Лес и степь»? Слайд 16

- В рассказе, на первый взгляд, нет сюжета. Он кажется чисто описательным. Но если проследить расположение частей, то какой вывод можно сделать?

(Сюжет рассказа строится на смене времён года. Это естественный ход  жизни природы.)

Ученики дома отбирали и выписывали из рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь» слова и словосочетания по группам. Все ученики выписывали слова и выражения, обозначающие цвет. Затем ученики по группам составляли перечень слов, обозначающих звуки, осязательные ощущения, запахи и чувства человека, которые упоминаются в рассказе Тургенева «Лес и степь». Распечатки собранных материалов лежат на партах.

См. презентацию.

- Проанализируйте собранный материал. В чём особенность использования цвета у Тургенева в этом рассказе? (См. приложение 2)

- Чему писатель уделяет особое внимание? (небо, воздух)

- Приведите примеры выражений, подчёркивающих эффект блеска, сверкания?

- Какие основные цвета использует Тургенев? Слайд 17

(Тургенев использует основные цвета спектра)

- Какая часть речи используется чаще для обозначения цвета? (глагол)

- Значит, колорит передаётся в динамике.

- Когда цвета становятся ярче? (при восходе и закате солнца)

- Какой общий вывод можно сделать об использовании цвета в рассказе? Слайд 18

(Колорит разнообразный, для изображения цвета Тургенев часто использует глаголы, значит, цвета показаны в динамике)

- Какие языковые средства выразительности использует Тургенев при создании колорита?

6. Сопоставление картин И. Левитана (3 мин)

- Сопоставьте картины на одну тему одного художника – И.И.Левитана, которые хранятся в Государственном Русском музее.

Исаак Ильич Левитан. Долина реки. Осень. Слайд 19, 20
 
Поздняя осень. Слайд 21

Осенний пейзаж с церковью Слайд 22

- Какая картина кажется более жизнерадостной? Почему?

- С какой частью рассказа Тургенева соотносится каждая картина?

- С какой частью рассказа соотносится рисунок, выполненный Варварой Бочковой? Слайд 23, 24

Июльский вечер

7. Звуки, осязательные ощущения, запахи в рассказе «Лес и степь». (3 мин)

- Какие выводы можно сделать, анализируя выписанные слова? Слайд 25

(См. приложение 1)

(Звуки разнообразные, но при этом рассказчик наслаждается и тишиной. В одном предложении можно прочитать: «Всё проснулось, и всё молчит»)

8. Прослушивание пения (5 мин)

  • Жаворонка Слайд 26
  • Перепела Слайд 27
  • Малиновки Слайд 28

- Какие выводы можно сделать, анализируя выражения, определяющие запахи, осязательные ощущения в рассказе?

(Преобладают запах трав, сена, цветов. Человек чувствует прикосновение ветра, веток куста, мха, ржи, цветов, ощущение упругости земли, холода и жары)

- Почему Тургенев описывает не только цвета в пейзаже, но и звуки, осязательные ощущения?

(Это делает изображение объёмным)

9. Чувства человека (3 мин)

- Какое чувство преобладает? (радость)

- Какое синтаксическое средство использует Тургенев при описании чувств человека? (риторические вопросы и риторические восклицания)

- Какие предложения делают ближе рассказчика и читателя? (риторические вопросы)

- Какие ещё синтаксические и лексические средства выразительности использует Тургенев? (метафоры, олицетворения, сравнения, лексический повтор)

- Обратите внимание на развёрнутую метафору в части «Поздняя осень». (жизнь как свиток)

- Прочитайте её в контексте. Какое значение она приобретает?

10. Подведение итогов. (5 мин)

- Какова тема урока? Слайд 29

- Какую задачу урока мы ставили? (понять основную мысль автора, а также с помощью каких средств он создаёт произведение и доносит свою мысль до читателя) Слайд 30

- Какова основная мысль рассказа Тургенева? (показать, что только наедине с природой человек может достигнуть внутренней гармонии, наедине с природой он может получить наслаждение для души и возможность поразмышлять о жизни)

- Какую гипотезу выдвигали? Слайд 31

- Сопоставьте свои размышления о природе, которые вы писали дома, с нашим выводом.

- Какие авторские приёмы помогли понять авторскую мысль?

- Какие языковые средства выразительности использует Тургенев? Слайд 32

- Как проявляется мастерство Тургенева-пейзажиста в рассказе «Лес и степь»?

- В чём особенность использования цвета в этом рассказе?

- Почему Тургенев не ограничивается только описание цвета? (объёмность изображения)

- Почему Тургенев расположил это произведение в цикле «Записки охотника» последним?

11. Рефлексия. Слайд 33 (3 мин)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы удивились при анализе?

- Какое выражение Тургенева вам особенно запомнилось?

12. Домашнее задание. Слайд 34 (1 мин)

  • Эссе «Человек и природа в рассказе Тургенева «Лес и степь».