Визуализация учебного процесса

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Младший школьный возраст характеризуется очень узкими возможностями восприятия и усвоения любой информации. Детям этого возраста малодоступно, например, аналитическое мышление, у детей еще недостаточно сформирована устойчивость внимания. Не буду углубляться в детскую психологию, но... на сегодняшний день основной вопрос всех учителей: «Как повысить мотивацию детей к учебному процессу?!», «Как просто и быстро объяснить сложную тему?».

Действительно, педагогам приходиться прилагать немало усилий, чтобы весь класс внимательно его слушал, запоминал и понимал услышанное и мог применить эти знания на практике.

Основным условием обучения в начальной школе, было, есть и будет визуализация преподаваемого материала. Да, сейчас очень широко используются средства ИКТ, огромное их разнообразие отвечает требованиям ФГОС, но… детям, по-прежнему скучно. Просмотрев презентацию или видеоролик, ребенок не фиксирует и не анализирует полученную информацию.

Как ни старается учитель, а урок носит больше репродуктивный характер. Дети не хотят размышлять, думать. Они ждут подсказки от учителя, послушно повторяют за ним, и, в сложных случаях предпочитают отмалчиваться, охотно отдавая инициативу более активным одноклассникам.

И вот теперь мы подходим к самой сути вопроса: что делает ребенок на уроке когда ему скучно? Рисуют. Большую часть дети (и не только младшего школьного возраста!) рисуют на последней странице тетради, на полях, на черновиках… Они рисуют. Вспомните себя в этом возрасте. Кто не рисовал «косички», «кристаллики»? На втором месте – поделки из бумаги (секретики, гармошки, кораблики и т.д.). Но рисование главенствует в списке «чем заняться на уроке?».
Попробую наглядно изобразить усвоение нового материала ребенком на уроке. Допустим на доске вы видите запись:

«Con los< mismos denominadores, habr á una fracción con un número más pequeño.» (испанский)

Не понятно? Тогда пробуем другой вариант:

«With the same denominators will be less fraction with a smaller numerator.» (английский)

Те, кто более или менее знает английский, уже начинает понимать, о чем идет речь. Но, все таки, не все смогли понять суть записи. Тогда попробуем следующий вариант объяснения.

«При одинаковых знаменателях меньше будет дробь с меньшим числителем.»

Данное объяснение будет ясно уже для значительной части класса, а именно для тех, кто знает, что такое «числитель» и «знаменатель» в дроби. Но как быть с теми детьми, которые до сих пор не могут связать данные термины с темой «Сравнение дробей с одинаковым знаменателем»? Ответ очевиден – показать наглядно.

Что лучше мы понимаем из археологических находок: древние рукописи или наскальные рисунки? Профессор археологии переведет рано или поздно древние письмена, но в это время даже ребенок сможет объяснить смысл наскальных рисунков.

Я предлагаю использовать упрощенные рисунки при объяснении на уроках. И эта идея не новая, многие учителя очень активно используют опорные схемы, построенные логично, состоящие из ключевых слов. Ребенок заучивает такую схему и далее может раскрыть любой вопрос, восстанавливая его в уме благодаря своему сформированному зрительному образу.

Вот только используются в ней лишь слова и стрелки. Это идеальный вариант для студентов, более или менее подходит для старшеклассников. А теперь заставьте детей начальной школы всех, абсолютно всех, вникнуть в суть этой схемы…

Моя личная практика показывает, что всегда в классе есть дети, для которых опорная схема слишком сложна для их осмысления. Они не понимают значения круговых диаграмм, и наглядные образы они воспринимают намного лучше. Заметьте, не абстрактные кружочки, квадратики и т.д., а знакомые и понятные им образы: человечки, кораблики, мишки и т.д.

Простыми примитивными рисунками можно очень эффективно объяснить сложную тему. Данная техника прекрасно подойдет для проработки и закрепления любой информации по любому уроку и для любого возраста, но прежде всего, для младшего школьного возраста. Почему?

Дети этого возраста (7-10 лет) еще крайне неусидчивы, монотонное изложение скучного, на их взгляд, учебного материала, вызывает тоску. Учитель, следуя требованиям Стандартов ФГОС применяет на уроках средства ИКТ, но эффект минимальный. Дети просмотрят презентацию, но после звонка благополучно забудут. Это пассивное восприятие информации. Дети смотрят готовый материал.

При прорисовке объяснения возникает динамичность урока. Детям интересен процесс создания образа для математических формул или правил русского языка. Это для них ново. А если в рисунок добавить каплю юмора, то интерес класса на уроке обеспечен. Далее, дети, отвечая на уроках, смогут воспроизвести предложенный образ, а может и создать свое объяснение-изображение. Происходит следующее:

Ребенок видит объяснение образно, слышит комментарии учителя, зарисовывает самостоятельно, осознает смысл сообщаемой информации, запоминает и понимает ее!

Постепенно обучая детей визуализировать свои объяснения, размышления, определения и т.д. мы научим их не просто механически заучивать те же правила, а понимать их, приводить примеры, применять на практических заданиях. Мы заставим работать воображение детей, научим думать, а не механически решать задачу по шаблону.