Пейзажи литературных произведений

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: выполнить рисунок по описанию из литературного произведения.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес: к чтению, к различным способам творческой работы.

Личностные (УУД):

  • формировать умение анализировать прочитанное;
  • сопоставлять описание литературного произведения с полученным рисунком;
  • дисциплинированность;
  • образное мышление;
  • творческая и познавательная активность;
  • внимание.

Образовательные: Формировать умение выбирать средства изобразительного искусства для передачи основных событий литературного текста.

Предметные (УУД):

  • учить составлять композицию по восприятию прочитанного текста;
  • выделять признаки, составление композиции.

Развивающие:

  • развивать воображение, мыслительную деятельность, умение анализировать и сопоставлять, ориентироваться в информации.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

  • формировать умение наблюдать, сопоставлять и анализировать отрывки от литературных произведений;
  • формировать визуальное мышление при помощи описания пейзажа в литературном произведении;
  • развивать умение организовать свою деятельность.

познавательные:

  • познакомить с новым видом работы;
  • умение результативно мыслить и работать с информацией.

коммуникативные:

  • развивать умение слушать других, вступать в диалог, высказывать собственное мнение.

Тип занятия и педагогическая технология: Комбинированный, кейс-технология.

Оборудование: Интерактивная доска.

Дидактический материал к занятию: Материалы Кейса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Этап - организация начала занятия

Цель - организовать рабочую деятельность.

Здравствуйте, садимся красиво и правильно. Приготовились работать.

Отвечают на приветствие.
- Здравствуйте.

На ваших столах лежат папки, возьмите их. Рассмотрите, ознакомьтесь с содержанием.

Изучают материалы кейс – папки.

Как вы думаете, зачем они вам даны?

Высказывают предположение:
Чтобы заполнить, собрать материал папки, изучить содержимое, выучить.

Знаете ли вы что такое кейс?

Отвечают на вопрос:
Сумка.

Этап - вводная беседа

Цель - познакомиться с понятием «кейс», развивать умение слушать других, вступать в диалог, спорить.

Правильно, кейс – это небольшой чемодан, плоская прямоугольная ёмкость с ручкой для переноски и хранения предметов.

Воспринимают информацию.

Давайте подробнее рассмотрим содержание нашего кейса.
Что он содержит (стр.2)?
Каковы рекомендации по работе с ним (стр.3).

Под руководством педагога, придерживаясь рекомендаций, знакомятся с содержанием кейс-папки.

Найдите стр. 4, прочитайте тему, цель, задания.
С помощью материалов кейса мы постараемся выполнить его.

Читают.

Определите – с какой проблемой, выполняя задание, вы можете столкнуться и как решить эту проблему?
Сделайте записи.

Выявляют проблему, обсуждают пути её решения. Фиксируют результат.

Итак, повторите цель нашего занятия.

Выполнить рисунок-пейзаж, по описанию литературного произведения

Внимательно прочитайте отрывки из произведений Л.Толстого на 5–6 стр. кейс-папки.
Выберите понравившееся вам описание для дальнейшей работы.

Учащиеся изучают тексты.

А теперь, опираясь на выбранный текст и материалы расположенные на страницах с 7 по 11, определите, о каком времени года идет речь в литературном произведении, и какие цвета стоит брать, рисуя пейзаж по данному отрывку из произведения.
А какая из представленных репродукций в кейсе больше всего подходит под выбранное для работы описание.

О лете
Называют цвета, опираются на материалы кейса.
Работают с материалами кейса, отвечают на вопросы.

Этап - решение практической ситуации

Цель - выполнить анализ содержания кейса, формировать визуальное мышление на основе описания пейзажа в литературном произведении.

На стр.12 вам предложен материал: произведение М.Лермонтова – стихотворение «На севере диком стоит одиноко….» и произведение И.Шишкина «На севере диком». Прочитайте стихотворение, рассмотрите картину, сопоставьте текст и изображение. Ответьте на вопросы, записывая их.

 

Сегодня цель нашего занятия: выполнить рисунок по описанию в литературном произведении.

Учащиеся сопоставляют пейзажи литературного произведения и картин, анализируют и высказывают предположения

Ребята, рассматривая содержимое кейса, возникают ли у вас вопросы, что вам не понятно в заданиях?

Дети задают вопросы, после чего решают содержимое кейса.

Этап - работка с текстом

Цель – демонстрация работы с текстом.

Чтобы нарисовать пейзаж по литературному описанию, нам следует его проанализировать.
Вы сделали выбор текста для работы по описанию пейзажа литературного произведения Льва Толстого «Война и мир».
Но анализировать и отвечать на мои вопросы вы будете письменно на странице 13 в кейсе выполняя зарисовки. Выполнение задания нам нужно для того чтобы представить свой будущий рисунок.
Учитель читает текст.

Учащиеся слушают, анализируют текст и отвечают на вопросы.

Скажите, что будет главным в этом пейзаже?

Отвечают на вопросы.
Дерево – дуб.

Где оно располагается?

На краю дороги.

Это дерево, какое оно?

Старое, большое.

Что находится возле него?

Берёза, дорога.

Что располагается на заднем плане, а что на переднем?

На заднем плане может быть лес или деревушка
На переднем плане могут располагаться берёзы, дорога или трава, а может и сам дуб.

Этап - выполнение рисунка

Цель - выполнить рисунок по описанию литературного произведения.

Разделите лист на 4 части и сделайте 4 эскиза в каждом «окошке». 2 эскиза с вертикальным расположением и 2 – с горизонтальным.

Учащиеся работают над разными вариантами композиции.

Разделитесь для работы в парах, поменяйтесь выполненными эскизами, проанализируйте разработанные эскизы, выберете удачное композиционное решение, дайте рекомендации по доработке эскиза.

Учащиеся выбирают выразительное композиционное решение.

После того, как мы с вами продумали композицию, и выбрали ее, расположите лист в том направлении, как задумано в композиции.

Учащиеся представляют композицию, и располагают лист.

Наметьте габаритную рамку, линию горизонта, не забывайте возвращаться к описанию в тексте и сопоставлять  с изображением в работе.

Выполняется композиционное решение рисунка.

Найдите расположение объектов на плоскости земли, определите, где они находятся, их размеры, пропорции, ракурс. Не забывайте о движении и ритме, состоянии, которое описано в произведении.
Поработайте над пропорциями, объемами, формой деревьев, не забудьте про объекты на заднем плане.

Выполняется конструктивное построение рисунка.

Продумайте и прорисуйте детали каждого объекта.
После пройдённых этапов можно начинать работу в цвете, для этого вспомните, какое время года описано в произведении, описание дуба.
Подбирайте цвета, получайте сложные цветовые отношения, добивайтесь получения нужного цвета – ведь цвет – главное выразительное средство живописи. Не забывайте об источнике света и его направлении.

Завершение и уточнение линейного рисунка. Выполнение работы в цвете.

Выполните все задания кейса. На стр.14 ответьте на вопросы и выполните задания.

Выполняют задание.

Этап занятия - подведение итогов

Цель – анализ деятельности.

Еще раз прочитайте текст, рассмотрите рисунок, сопоставьте его с описанием?

Учащиеся читают текст, сопоставляют с выполненной работой.

Получилась ли у вас работа с кейсом? Какие были затруднения?
Оцените свою работу на странице кейса 17, по предложенным критериям.

Анализ деятельности с кейсом, ответы на вопросы.

Ответьте на вопросы:

1. На ваш взгляд, было ли достаточным описание текста для выполнения рисунка?
2. Смогли ли вы достичь цели урока?
3. Что вы для этого делали?
4. Если нет, то почему?
5. Как вы думаете, для чего был полезен наш урок?

Учащиеся анализируют работу.

Было ли трудно рисовать без натуры? Что бы вы хотели изменить в своих работах?
Какие средства вами выбраны для передачи состояния природы в работе над пейзажем.

Учащиеся анализируют свою деятельность и отвечают на вопросы.

Соберите весь пакет документов кейса.
Итоговую работу разместите на доске.
Давайте обсудим полученные работы, их композиционное и цветовое решение, выделим выразительные средства.
Оформление выставки, обсуждение работ.

Приводят в порядок рабочие места. Оформляют выставку, обсуждают работы.

Приложение. "Пейзажи литературных произведений. Кейс"