Практико-ориентированный подход на уроках математики в условиях цифровой среды

Разделы: Математика


Выживает не самый сильный и не самый умный,
а тот, кто лучше всех откликнется на изменения.

Чарльз Дарвин

Наше образование не готово к технологическим переменам, которые требуется для современной России [1]. Школа должна готовить ребенка к жизни в цифровом мире, и надо задуматься о том, как создать благоприятные условия для адаптации детей к новым реалиям.

Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования, самое главное из которых – умение ориентироваться в большом потоке информации в связи с бурным развитием научного знания. Если в прошлом образование было ориентировано на подготовку специалистов в конкретных областях знаний, то сейчас требуются люди, готовые работать с большими потоками информации: на продвинутых предприятиях технологические циклы устаревают за два-три года. Образовательные учреждения должны быть готовы ответить на этот вызов постоянно обновляющегося мира, поэтому большое внимание уделяется практико-ориентированному подходу в обучении.

Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в процессе освоения знаний. При организации обучающего проекта также чрезвычайно важно, чтобы учебный материал стал материалом прикладным, то есть таким, с которым дети имеют дело в повседневной жизни.

Одной из ведущих сфер применения метапредметных умений в математике является прикладная математика, т.е. целый пласт задач практической направленности. Задачи на умение использовать приобретённые математические знания в жизни появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ОГЭ). Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.

Наполнение учебных материалов задачами, приближенными к жизни, требует, с одной стороны, содержательной разработки таких задач, с другой – создания специальных методик работы с ними.

Для эффективной реализации практико-ориентированного подхода к обучению математике большими возможностями обладают задачи с практическим содержанием. Вместе с тем задания на уроках математики должны соответствовать реалиям современного мира. Систематическая работа по решению и конструированию практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов обеспечивают стабильные результаты учебной деятельности по предмету.

Мир стремительно развивается, и задача педагогов – минимизировать разрыв между содержанием школьного образования и существующими методиками, с одной стороны, и запросами цифровой реальности – с другой. Подтверждением этому служат и слова Германа Грефа: «Каждый ежедневно производит примерно пятьсот мегабайт данных, а через два года эта цифра увеличится примерно в три раза. Мы будем все больше и больше использовать разного рода интернет-приборы. Ни запретами, ни регулированием этот процесс не остановить. Считайте, что это медицинский факт – именно так все и будет развиваться».

Список литературы

  1. Алексей Кудрин, Комитет гражданских инициатив, Общероссийский гражданский форум, Россия будущего. http://www.vestifinance.ru/videos/37456
  2. 7 прогнозов от Грефа. Глава Сбербанка предсказал наше ближайшее будущее http://www.aif.ru/money/economy/7_prognozov_ot_grefa_glava_sberbanka_predskazal_nashe_blizhayshee_budushchee
  3. Ябурова Е.А. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения математике - http://www.dissercat.com/content/zadachi-s-prakticheskim-soderzhaniem-kak-sredstvo-realizatsii-praktiko-orientirovannogo-obuc
  4. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. –  с.
  5. Эксперимент Л.С. Выготского — Л.С. Сахарова: культурно-историческая ретроспектива - Культурно-историческая психология - 2006. № 2 http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5564
  6. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm