Разработка родительского собрания для родителей первоклассников

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Введение

Каждый родитель, приводя ребенка в первый класс, имеет свое определенное представление о возможностях и способностях своего ребенка, об особенностях обучения детей в современной школе. Многие родители, имея свой негативный опыт собственного обучения, опасаются возникновения проблем у своих детей. При этом заранее формируется негативная установка к поступлению в школу. Либо, наоборот, у некоторых родителей сформированы завышенные ожидания по поводу школьной успешности ребенка и при возникновении трудностей могут появиться нежелательные противоречия и конфликты.

Для профилактики или устранения подобных ситуаций необходимо наладить контакт классного руководителя и родителей для того чтобы отношения носили характер сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Одним из главных инструментов создания такой атмосферы является родительское собрание.

Цель: Сформировать позитивное отношение к школьному обучению и активную позицию к возможным проблемам.

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями современного обучения в школе и психологической готовности к школе;
  • дать возможность родителям высказать свои опасения и тревоги;
  • совместно обговорить пути решения возможных проблем.

Ход собрания

1 этап.Постановка проблемы

Родителям сообщается цель собрания и его задачи. Затем, учитель в нескольких словах рассказывает, что понимается под готовностью к школе. В данном сообщении освещаются не только познавательные способности ребенка (память, внимание, мышление, общая осведомленность), но и личностные составляющие (самостоятельность, самоконтроль, умение слушать, усидчивость, способность работать в группе, коммуникативные навыки). Причем, необходимо донести до родителей то, что в школьном обучении все перечисленные возможности ребенка должны достичь необходимого уровня, чтобы обучение было успешным.

Так же, следует остановиться на том, что это некоторая оптимальная модель, созданная науками педагогикой, психологией и др. На деле же, все дети уникальны и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Общей задачей учителей и родителей является так построить процесс обучения, чтобы опираясь на сильные стороны помочь развиться ребенку в соответствии с его потребностями и адекватно его возможностям.

Далее предлагается ответить на вопрос 1 анкеты (приложение). Затем предлагается обсудить и проанализировать поставленный вопрос и полученные ответы. Примерные вопросы для обсуждения: Что мы вкладываем в понятие школьные трудности? Есть ли у вас опыт подобных проблем? Как вы справлялись с такими ситуациями? Почему мы боимся, что наши дети не смогут справиться с трудностями в школе? Как наши дети воспринимают трудности? Нужны ли трудности? Если нужны, то для чего?

Целью данного этапа является проговаривание родителями своих опасений, обмен опытом, обмен информацией друг с другом, групповая поддержка, общее переживание сложных моментов. Таким образом, возможно в некоторой степени снятие эмоционального напряжения у родителей, связанного с волнением за своих детей.

На данном этапе предлагается ответить еще на один вопрос, касающихся школьных трудностей – второй вопрос. Здесь происходит более глубокая проработка проблемных моментов. Когда готовность к решению проблем сталкивается с другими проблемами, связанными с нехваткой «ресурсов» (времени, знаний, опыта и пр.). В процессе обсуждения данного вопроса проговариваются возможные сложные ситуации и пути их преодоления с помощью привлечения дополнительных сил, таких как специалисты сопровождения: психологи, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования. Так же обсуждается, в каких ситуациях, какой специалист может оказать наиболее эффективную помощь.

2 этап. Визуализация

Родителям предлагается, как можно более подробно представить возможную, имеющуюся или имеющую место в прошлом проблему. Затем попробовать ассоциативно трансформировать ее в определенный объект (животное, фигуру, явление природы, предмет и пр.). Например: «Если бы данная проблема была геометрической фигурой, то какой? Представьте ее: размер, остроту углов, округлость, сложность, цвет, искажение. Нарисуйте ее. Выберите цвет для самой фигуры, закрасьте. Выберите цвет для контура, прочертите его».

На данном этапе запускается механизм активного действия по отношению к проблеме. Т.е. до этого происходила вербальная проработка, а теперь проработка на уровне деятельности.

Затем упражнение обсуждается, анализируется. Если есть возможность привлечь психолога, то он может по желанию присутствующих сделать интерпретацию полученных изображений.

3 этап. Анализ ресурсов

Предлагается ответить на 3 вопрос анкеты. Снова происходит обсуждение. В результате делается вывод о том, что каждый по-своему преодолевает трудности, каждая ситуация по-своему сложна, каждых ребенок имеет набор своих уникальных качеств. Тем не менее, всех родителей и учителей объединяет активность в преодолении трудностей, надежда и уверенность в том, что все проблемы преодолимы, и способствовать этому может содействие и поддержка сотрудников школы и родителей.

Заключительный этап

Предлагается сделать символическое действие – посадить сад. Родителям раздаются заготовки цветов из бумаги, которые нужно красиво оформить. На лепестках можно написать пожелания себе, друг другу, учителям. Затем все цветы «высаживаются» на общую «клумбу». Это будет символом сотрудничества, содружества, объединения усилий на пути создания благоприятных условий для плодотворного развития и раскрытия и самореализации потенциала каждого ребенка.

Приложение

АНКЕТА
для родителей первоклассников

1. Каких трудностей вы опасаетесь при обучении ребенка в школе?

а. Успеваемость ребенка по одному или нескольким предметам.
б. Поведение ребенка в школе.
в. Проблемы взаимоотношений в классе.
г. Не ожидаю каких-либо серьезных трудностей.

2. С какими проблемами можно столкнуться при преодолении школьных трудностей?

а. Непослушание ребенка.
б. Отсутствие помощи и поддержки.
в. Отсутствие собственных педагогических навыков.
г. Другое.

3. Как вы оцениваете собственные возможности преодоления школьных трудностей.

а. Я способна(ен) самостоятельно преодолеть все трудности.
б. Я способна(ен) преодолеть все трудности, только при поддержке других (семьи, друзей, учителей).
в. Я способна(ен) преодолеть многие трудности, но многое зависит от самого ребенка.
г. Я способна(ен) преодолеть многие трудности, но многое зависит от учителя.
д. Другое.