Консультация для родителей "Развитие будущих первоклассников – на кончиках пальцев"

Разделы: Технология, Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Цели:

  • Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи будущих первоклассников.
  • Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, привлечь родителей к сотрудничеству.

Задача: Актуализировать знания родителей о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудок, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно ещё до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Что даёт пальчиковая гимнастика детям?

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно: дома, во дворе, во время выездов на природу.

Для этого необходимо предлагать:

  • Различные виды мозаик.
  • Разнообразные конструкторы.
  • Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры.
  • Цветные клубочки ниток для перематываний.
  • Набор верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.
  • Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия.
  • Палочки деревянные и пластмассовые для выкладывания узоров по образцу.
  • Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на бумаге).
  • Семена, мелкие орешки, крупа.
  • Бусы, бисер, пуговицы.
  • Пластилин.
  • Разнообразный природный материал.
  • Ручки, фломастеры, карандаши.

Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

Наша речь на кончиках пальцев. Игры с массажным мячом.

Мячи бывают разные: большие и маленькие, твёрдые и мягкие. Играя с таким мячом, мы не только развиваем общую и мелкую моторику, эти игры помогают контролировать силу и точность своих движений. Развивается непроизвольное внимание. Работа с колючими мячиками положительно способствует развитию речевых навыков.

Мячи можно использовать по назначению — массаж, самомассаж, развитие мелкой моторики. Так же массажные мячи можно использовать, как сопутствующий атрибут в игре на совершенствование лексико-грамматических категорий. Прокатывание, перекидывание мяча в играх «Один — много», «Большой — маленький», «Назови ласково», «Мама и сын» и многие другие. При обучении грамоте - «Мячик ты ладошкой стук, повторяем дружно звук», «Разноцветные мячики» при составлении звуковой схемы слова. «Мяч лови, бросай, сколько звуков называй» и т.д.

Вывод: стоит уделять большое внимание разнообразным пальчиковым играм с разными предметами и в разных видах деятельности, тем самым формируя слуховое восприятие, развивая память и мышление, воображение и речь.