Новая старая интеграция

Разделы: Биология


Если природа человека интегральна в своей сущности, то интеграция - естественный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, историко-генетического, общественно-функционального аспектов.

Нам всем уже давно понятны приоритетные направления современной системы образования, мы внедряем и уже широко используем различные технологии и методы, направленные на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. И ясно, что невозможно добиться этой цели без единства требований и связи школьных предметов. На мой взгляд, именно предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

А хочу рассказать вам о том, как в нашей школе мы решаем эту проблему. Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях.

Интеграция в цикле естественных наук в школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

- внутрипредметный – курс «Мир под микроскопом»,

- межпредметный.

В рамках межпредметной интеграции у нас родился новый курс «Естествознание» обновляющий содержание предметов: биологии, физики, географии. Учителям биологии, физики и географии этот курс уже хорошо знаком. Но мы хотели подойти к интеграции трех предметов иным путем. Разрабатывая этот курс с коллегами, мы пришли к выводу, что интеграция возможна при соблюдении трех условий:

А вот для того чтобы показать вам эти условия, нужна ваша помощь коллеги.

Итак, интеграция возможна при соблюдении 3-х условия:

  • объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими;
  • в интегрированных учебных предметах используются одинаковые, близкие методы исследования;
  • интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях. (Фундаментальный закон природы Самоорганизация в открытых системах. Закон сохранения энергии и материи. Термодинамика).

Очень хочется с вами, уважаемые коллеги, поделится опытом работы в этом направлении - «Новая старая интеграция».

Конечно, создать новый курс силами одного учителя биологии просто невозможно, поэтому первое, что мы сделали, определили круг предметов, интеграция которых возможна и необходима. Сам курс естествознание в нашей школе имеет место быть в 10-11 классе, это предмет который изучают учащиеся, выбравшие профильное обучение - гуманитарии, физико-математические группы. У этих ребят в учебном плане отсутствуют такие предметы как химия, биология, география. И курс естествознание позволяет им изучить эти предметы в интеграции. Мы пошли тем же путем объединения трех предметов: географии, биологии и физики в единый курс, который предложили учащимся 7 класса.

Этот курс уже прошел апробацию и уже третий год внедрен в программу 7 класса. Курс по выбору в рамках школьного компонента. На изучение курса дается 51 час – три часа в неделю, изучается он в первом полугодии. 3 урока подряд позволяют совершить максимальное погружение учащихся в тему, изучить, обобщить, представить достаточно большой объем информации. Определившись с временными отрезками курса, мы задумались о его содержании. Выбрали для нашего курса и виды интеграции: остановились на трех:

1. Это тематическая интеграция, у нас это три учебных предмета занимаются тем, что раскрывают одну тему.

Этот уровень носит иллюстративно-описательный характер.

2. Проблемная интеграция. В этом случае понимают, что одной проблемой занимаются разные предметы.

3. Концептуальная интеграция. В данном случае подразумевается, что рассмотрение ведётся несколькими предметами с применением всех их методов и средств.

И все получилось, потому что у нас нашлось очень много точек соприкосновения. Так в курс были включены следующие темы: «Великие ученые области естествознания». Тематическая интеграция, иллюстративно-описательного характера. Это было погружение учащихся в образовательное путешествие, на котором они узнали о странах, ученых, открытиях и их использовании человечеством. Результатом этого образовательного путешествия являлись мини проекты выполненные учащимися и организовано представление этих работ на всеобщее обозрение.

Теперь такой информационный материал у нас появляется в фойе школы каждый год. Конечно же, мы не могли не включить в наш курс и тему «Методы изучения природы». Концептуальная интеграция. Учащимся было предложено продемонстрировать три метода изучения природы в трех науках. Это было погружение на основе эксперимента, измерения и наблюдения. Вывод родился в конце занятия – все науки изучающие природу используют одинаковые методы. Еще одно занятие позволило нам разобраться  в суть движения в природе. Это проблемная интеграция, которую учащиеся решали возможностями различных предметов. Движение в физике, географии и биологии. Аристотель различал 6 видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение, уменьшение, перемещение. Эпиграфом и темой занятия стало высказывание Гераклита: «Все течет, все изменяется». Наше погружение касалось механического движения в природе. Это было занятие - научное исследование движений природных объектов, выявление приспособления к ним и использование этих способов движения в жизни человека.
Хочется еще вам рассказать о своем опыте работы  с курсом  «Мир под микроскопом». Учителя биологии хорошо знают об ограниченности учебного времени на изучение курса биологии в 5 классах. По календарному планированию по этой теме отводится 2 часа. Что можно успеть за этот промежуток времени, только показать микроскоп, рассказать о правилах работы с ним, провести совершенно ненужный инструктаж, не нужный, потому что работать с микроскопом дети практически и не будут. Какие возможности для меня и для детей раскрыл курс «Мир под микроскопом» 17 часов учебного времени, серия практических уроков погружения в микромир, самостоятельные работы по приготовлению микропрепаратов, выращивание культур микроорганизмов и изучение их, описание микрообъектов. У нас есть в школе 2-а нано микроскопа и у меня появилась возможность показать детям эти микроскопы, рассказать о современных достижениях техники в изучении микромира. Интеграция  технических достижений, микробиологических исследований и биологии, как это здорово, предоставить такую возможность ученикам 5-го класса.

И в заключении хочется сказать, что интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов.

Интегрированные уроки и занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Потребность в возникновении интегрированных занятий объясняется целым рядом причин.

  • Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  • Во-вторых, интегрированные занятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, т.е всего того на что нацелен ФГОС.
  • В-третьих, форма проведения интегрированных уроков всегда нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.

Ну и наконец, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества самого учителя, способствует раскрытию его способностей.