Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Страна Светоречия, или Увлекательное путешествие в страну Звуков. Звуки К и Кь"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Знакомство детей с звуками К и КЬ.

Задачи образовательного аспекта:

  • Обеспечить запоминание и четкое воспроизведение звуков – К и Кь.
  • Уточнить артикуляцию звуков – К–Кь.
  • Обеспечить развитие умений детей выделять звук из ряда согласных звуков, слогов и слов и определять позицию звука в слове.
  • Уточнить и систематизировать словарь по теме «Продукты» и «Ягоды».
  • Способствовать развитию умений образовывать относительные прилагательные.

Задачи коррекционного аспекта:

  • Обеспечить развитие слухового внимания и памяти.
  • Обеспечить развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  • Обеспечить развитие речевого дыхания.

Задачи воспитательного аспекта: Побуждать к внимательному отношению друг к другу, помогать и выслушивать ответы других детей.

Оборудование:

Ход занятия

Создание мотивационного поля

- Ребята, мы продолжаем свое удивительное путешествие по увлекательной стране Светоречии. Наше путешествие радостное, потому, что мы умеем дружить, быть веселыми и внимательными друг к другу. Поприветствуем друг друга.

Приветствие

Доброе утро!

Я хочу вам рассказать,
Как полезно утром встать.
Сделать бодрую зарядку,
За собой собрать кроватку!

Душ для бодрости принять,
В комнате своей убрать!
Солнцу, обязательно сказать:
- Хватит спать, пора вставать!

И увидите в ответ,
Улыбнётся белый свет!
Елена Мечик

1 слайд

- Ребята, сегодня наша встреча будет волшебной, потому, что мы встретимся с веселым сказочным персонажем.

Предлагаю отгадать загадку, и он появится:
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне...
И пропеллер на спине! (Карлсон)

Все знакомы с ним?

2 слайд

Актуализация знаний

Фонетическая зарядка

Упражнение: «Чей голос?»

Карлсон сидит на крыше и ему все хорошо видно.

3 слайд. Курочка зерно нашла и цыпляток позвала: Ко-ко-ко ко мне цыплятки.

«Прополоскали горлышко»

4 слайд. Петух.

5 слайд. Ворона, кукушка и лягушка.

6 слайд. «Домоправительница Фрекен Бок уснула и храпит»

7 слайд. Карлсон решил пошалить и пострелять: «Постреляем»

Уточнение артикуляции К.

Расскажите, как получается этот звук. Произнесите звук, почувствуйте, что происходит с языком, губами и т.д.?

Губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты.
Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята горкой и упирается в мягкое небо. Голос при этом не образуется.

8 слайд

Характеристика звуков К и К*

Как вы думаете, какой звук К? Почему вы так думаете?

Характеристика звука и знакомство с звуковыми символами звука – К-

Согласный звук «К», живет в волшебной Стране звуков Светоречии, в городе Согласных на Тихой улице.

Карлсон увидел девочек на полянке. Они нарядились в синее и зеленое платья.

Карлсон спросил, как зовут девочек.

Они попросили его отгадать. Имя девочки в синем платье начинается с К, а в зеленом КЬ.

Предлагаю помочь Карлсону отгадать их имена. (Катя и Кира)

Девочки позвали Карлсона и предложили поиграть в игру.

Карлсон пригласил Малыша и они стали весело играть

Самостоятельное применение нового знания на практике

Упражнение в произнесении слогов со звуками К-К*.

Игра «Эхо»

КА-КО-КУ
АК-ОК-УК
ИК-ЕК
КИ-КИ-КЁ
КА-КО-КУ-КИ-КЫ-КЕ
КА-КУ-КУ
КИ-КА-КА-КИ

Игра «Угадай-ка!»

Угадайте слово, которое заканчивается на К или К*:

Сту.., то.., кри.., суро.., вени.., шнуро.., поро.., Като.., замо..., брело.., зна.., трес…

Угадайте слово, начав его с К или К*:

..окос, ..исть, ..ино, ..нига, ..ошка, ..ит, ..рот, ..олдун, ..офе, ..ольцо, ..амень, ..олодец, ..орова, ..екс.

Упражнение в различении твердого и мягкого звука. Игра «Крестики-нолики»

Квадрат 4 на 4 клетки. Если в слове есть звук К - рисуй нолик, если К*- рисуй крестик: камень, кидать, кубик, кефир, бак, килька, домик, кекс, куры, кино, куртка, кисель, кепка, кофе, кенгуру, какао, садик, кит.
9 слайд

Динамическая музыкальная пауза «Новоселье» (под ритмичную музыку)

- Когда Малыш и Карлсон устают, они делают веселую зарядку.

Динь-дон, динь-дон

Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе

Карлсон строит новый дом.

Кулак на кулак

Красит стены, крышу, пол,

Руками, словно кистями, «Красим» сбоку, вверх, внизу

Прибирает всё кругом.

Метем метлой

В гости мы к нему придем,

Шаги на месте

И подарки принесем.

Вытянуть руки вперед, ладонями вверх

На пол мягкую дорожку,

Наклон вперед, руками стелем дорожку

Расстелив её к порожку.

Потянуться назад

Две подушки на диван,

Руки сложить ладонями вместе сначала под одну щеку, потом под другую

Меду липового жбан.

Руки округлить, вытянув перед собой.

10 слайд

Д/И «Угощение для Карлсона»

Запомнить все слова со звуком К и Кь, определить позицию.

- Ни для кого не секрет, что Карлсон любит сладкое. Как называют того, кто любит сладкое? (Сладкоежка).

- Малыш любит угощать своего друга сладостями. Назовите, все сладости со звуком К и КЬ. Повторите слова и скажите, где находится звук?

Д/И «Сварим варенье»

Обеспечить применение на практике умения образовывать относительные прилагательные.

Предлагаю отгадать, какое варенье приготовил Малыш для Карлсона?

Звуковой анализ слога АК (ОК, УК, ЫК, ЭК)

Согласные звуки любят ходить в гости к гласным звукам и петь веселые песенки.

(Дети идут к Звукограду, берут Звукариков и пропевают слоги, Приложение 10)

11 слайд

Рефлексия

- Понравилась вам встреча со сказочными героями?

- Что для вас было самым интересным?

- Самым трудным?

- В какие бы игры вы хотели поиграть со своими друзьями или близкими?

- Герои прощаются с вами и предлагают нарисовать картинки для клоунов Кеши и Кости со звуками К-КЬ.

В вечерние часы или для домашнего задания, детям можно предложить задания по теме (Приложение 11, Приложение 13, Приложение 14).