Методическая разработка военно-исторической игры «Битва за Москву. 1941–1942». 6–7-е классы

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Классы: 6, 7


ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ

Цели:

  • Развитие интереса к истории;
  • Воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее героическому прошлому.

Место проведения: актовый зал школы.

Время проведения:

Участники: команды от 5 до 10 человек, учащиеся 6–7 классов.

Комментарий: Игра проходит в два этапа: заочный и очный.

  • заочный: сдача медиа-проектов до __________;
    • Просмотр и оценивание медиа-проектов состоится __________ в 14.30 в актовом зале школы.
    • Приглашаются представители всех команд (от 2 до 5 человек) и все желающие.
    • Устного представления не требуется.
    • Жюри оценивает работы, набранные баллы суммируются с баллами очного этапа.
  • очный: проходит ___________ в актовом зале школы.

Сценарный план

1. Организационный момент (Представление команды в начале очного этапа игры занимает не более 2 минут, происходит с места)

2. Домашнее задание - медиапроекты по заданной теме (сдаются не позже, чем за два дня до игры)

  • 1-й этап. Викторина.
  • 2-й этап. Угадай песню.
  • 3-й этап. Назови памятник.
  • 4-й этап. Описание музейного предмета.
  • 5-й этап. Пионеры и комсомольцы - герои Великой Отечественной войны.
  • 6-й этап. Выпуск Мини-газеты «Впечатления об игре»

3. Подведение итогов игры.

Оборудование:

  • Презентация с заданиями;
  • Медиапроектор, компьютер;
    • командам заранее раздаются листы для ответов на вопросы;
    • командам раздаются листы А-3 и маркеры для выпуска газет;
    • заготовки с правильными ответами для членов жюри (для быстрого подведения итогов);
    • таблица подведения итогов.

Домашнее задание:

  • 7-а - «Памятники Великой Отечественной войны в Москве»
  • 6- г - «Москва - город-герой»
  • 6-б - «Герои Московской битвы»
  • 7-в - «Кто сказал, что надо бросить песни на войне…»
  • 6-а - «Московская битва: итоги и значение»
  • 7- г - «Московские театры в годы Великой Отечественной войны»
  • 7- у - «Битва за Москву: основные события»
  • 6-в - «Москва в годы Великой Отечественной войны»
  • 7-б - «Фронтовые агитбригады»
  • 6-у - «Киностудия Мосфильм в годы Великой отечественной войны»

Ход игры

Организационный момент

Перекличка команд. Жюри оценивает внешний вид команд (наличие формы, эмблемы, названия, девиза. Макс - 5 баллов). Знакомство команд с ходом игры и жюри.

1-й этап. Викторина

На слайдах отображены вопросы викторины (3 вопроса - без выбора ответа и 10 вопросов - с выбором ответа) по теме «Битва за Москву». Каждый правильный ответ - 1 балл. Время демонстрации слайда 15 сек.

Для жюри (правильные ответы для проверки):

  1. Сентябрь
  2. Апрель
  3. Жуков
  4. Тайфун
  5. Фон Бок
  6.  В.Клочков
  7.  Катюша)
  8.  203
  9. Дубосеково
  10. 18 танков
  11. Крюково
  12. Н.Гастелло
  13. 8 мая 1965 г.

2-й этап. Угадай мелодию

Сейчас поочередно вы услышите мелодии 7-ми песен военных лет или о войне. Ваша задача угадать песню, назвать год ее написания, композитора и автора слов. Каждая правильно названная позиция - 1 балл. То есть, максимально за каждую песню вы можете заработать 4 балла.

Для жюри:

  1. Эх, дороги. Советская песня, написанная Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина в 1945 году.
  2. Землянка. Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова. 1942.
  3. Священная война. Стихи В.И.Лебедева-Кумача, композитор А.В.Александров. 1941.
  4. 10-й батальон (из х/ф «Белорусский вокзал») Слова и музыка Булата Окуджавы, 1970.
  5. Катюша. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. 1938.
  6. Темная ночь. Композитор Никита Богословский, поэтом Владимир Агатов. 1943.
  7. День Победы. Композитор Тухманов Давид, поэта Харитонов Владимир. 1975.

3-й этап. Назови памятник

Командам поочередно демонстрируются 5 слайдов с Памятниками, связанными с Великой отечественной войной. Задача команды узнать памятник, написать его название и указать, где он установлен. Время демонстрации слайда 20 сек. Максимально за каждый памятник - 2 балла.

Для жюри (правильные ответы для проверки):

1. памятник Г.К. Жукову. Манежная площадь. Москва.

2. Могила Неизвестного солдата. Александровский сад. Москва.

3.  Обелиск «Москва- город герой». Кутузовский проспект. Москва.

4. Памятник ополченцам Пролетарского района. Автозаводская площадь. Москва.

5. Танк Т-34. Московская область. г.Дмитров.

4-й этап. Описание музейного экспоната

Команды по жребию получают экспонат из школьного музея Боевой Славы. В течение 3-х минут они должны его описать, а затем один член команды озвучивает это описание (что за предмет, для чего предназначен, кому мог принадлежать и т.д.)

Максимальное количество баллов – 3.

5-й этап. Пионеры и комсомольцы - герои Великой Отечественной войны

Сейчас вы увидите 5 портретов пионеров и комсомольцев- герои Великой Отечественной войны. Ваша задача- назвать героя, изображенного на портрете. Время демонстрации слайда 20 сек. Максимально за один портрет - 1 балл.

Для жюри (правильные ответы для проверки):

1. Зоя Космодемьянская
2. Леня Голиков
3. Петр Клыпа
4. Зина Портнова
5.  Марат Казей

6-й этап. Выпуск мини-газеты «Впечатления об игре»

Пока жюри начало подводить итоги каждой команде предстоит выпустить мини-газету (А-3) «Впечатления об игре».

В газете постарайтесь ответить на вопросы:

1. Что в игре понравилось?

2. Что нового узнали о Московской битве?

3. Легко ли было работать в команде?

4. Сложно ли было выполнять задания? Почему?

5.  Предложите вопросы-задания для такой игры следующего учебного года.

6. Постарайтесь отразить мнение каждого члена команды.

Подойдите к заданию творчески!

Подведение итогов и награждение победителей.

 Таблица подведения итогов

 

Внешний вид
(форма,
эмблема)

1-й этап
Мах - 13 б

2-й этап
Мах - 28 б

3-й этап
Мах - 10 б

4-й этап
Мах - 5 б

5-й этап
Мах - 3б 

Домашнее
задание

Итог
Мах -
56 б

Команда 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий для ведущих военно-исторической игры «Битвы за Москву»

Маша: Добрый день, дорогие друзья! 5- 6 декабря 1941 года в ходе Великой Отечественной войны началось контрнаступление наших войск под Москвой.

Именно этому событию посвящена на военно- историческая игра «Битва за Москву».

___________: Команды, приготовиться к перекличке! 6-А (команда встает и представляется, садится).

Маша: 6-Б (команда встает и представляется, садится).

__________: 6-В (команда встает и представляется, садится).

Маша: 6-Г (команда встает и представляется, садится).

__________: 6-У (команда встает и представляется, садится).

Маша: 7-А (команда встает и представляется, садится).

__________: 7-Б (команда встает и представляется, садится).

Маша: 7- В (команда встает и представляется, садится).

__________: 7- Г (команда встает и представляется, садится).

Маша: 7- У (команда встает и представляется, садится).

__________: Команды - в сборе. А сейчас разрешите представить жюри игры:

  1.  ______- заместитель директора школы по воспитательной работе.
  2.  ______- учитель истории, обществознания, права.
  3. _______- вожатая, учитель технологии.

Маша: Внимание! Мы начинаем игру. Прослушайте основные правила игры:

  1. Звук мобильных телефонов выключен.
  2. Команды и зрители ведут себя достойно и уважительно относятся к другим участникам игры.
  3. При ответе на вопросы нельзя пользоваться шпаргалками и гаджетами. Если команда нарушает это правило, то ее результаты по данному этапу аннулируются.
  4. Отвечая на вопросы этапов команды должны укладываться строго в отведенное время.
  5. Заполненные таблички с ответами команда сдает ассистентам жюри. ___________:

1-й этап «Викторина»

Она состоит из 13 вопросов. Вопрос остается  на экране 15 секунд, затем появляется следующий.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Итак, начинаем.

(идут слайды с вопросами викторины).

Этап закончен. Ассистенты соберите, пожалуйста, ответы и передайте их жюри.

Маша: Внимание!

2-й этап «Угадай мелодию»

Сейчас поочередно вы услышите мелодии 7-ми песен военных лет или о войне. Ваша задача угадать песню, назвать год ее написания, композитора и автора слов. Каждая правильно названная позиция - 1 балл. То есть, максимально за каждую песню вы можете заработать 4 балла.
(поочередно звучат 7 мелодий).

Этап закончен. Ассистенты соберите, пожалуйста, ответы и передайте их жюри. ___________:

3-й этап. «Назовите памятник»

Вам продемонстрируют 5 слайдов с Памятниками, связанными с Великой Отечественной войной. Ваша задача - узнать памятник, написать его название и указать, где он установлен. Время демонстрации слайда 20 сек. Максимально за каждый памятник - 2 балла.

(На экране демонстрируются слайды с памятниками).

Этап закончен. Ассистенты соберите, пожалуйста, ответы и передайте их жюри.

Маша: Итак… Мы начинаем

4-й этап. «Описание музейного предмета»

В течение 3-х минут команды должны описать предмет, который достанется им по жребию. Затем один член команды озвучивает это описание (что за предмет, для чего предназначен, кому мог принадлежать и т.д.

Максимальное количество баллов за этот конкурс – 3.

__________: Приглашаем к нам капитанов команд для жеребьевки. (капитаны вытаскивают бумажки с номером экспоната, забирают его на свой стол).

У вас 3 минуты. Время пошло.

Время истекло. Начинает устное представление музейного предмета. Во время представления, команды не могут продолжать совещаться и описывать свой предмет. При нарушении данного правила, жюри может аннулировать результат данного этапа.

(Очередность выступления по № экспонатов).

Маша:

5-й этап. Пионеры и комсомольцы - герои Великой Отечественной войны

Сейчас вы увидите 5 портретов пионеров и комсомольцев - герои Великой Отечественной войны. Ваша задача- назвать героя, изображенного на портрете. Время демонстрации слайда 20 сек. Максимально за один портрет - 1 балл.

 (Демонстрация слайдов с портретами)

Этап закончен. Ассистенты соберите, пожалуйста, ответы и передайте их жюри.

___________: Вот и близится к завершению наша игра. Пока жюри подводит итоги, каждая команда выпускает газету «Наши впечатления об игре».

На слайде вы можете увидеть примерные вопросы, которые должны осветить в газете. Начинайте работу. Удачи!!!

Маша: Дорогие друзья! Жюри подвело итоги. Слово предоставляется____________

На этом наша игра закончена. Всем спасибо за участие!!! Молодцы!