Дискуссия по проблеме гармонизации отношений «учитель-ученик» «Шаг навстречу»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Наметить пути успешного сотрудничества между учителем и учеником.

Участники: ученики (9-11 классы), учителя

Оборудование: компьютер, переносная доска, экран, презентация, ватман, маркеры, стикеры, листы А4, памятки для учителей и учеников, цветные фигуры для обратной связи, клей.

I. Вступление

(тема на слайде 1)

Ведущий: Учитель и ученик, мы с вами, две главные фигуры образовательного процесса, то есть мы как два берега одной реки. В течение всей школьной жизни мы с вами идем в одном направлении, решая совместные задачи. Но, иногда бывает так, что наши пути расходятся. Это может отражаться в наших взглядах, интересах. Вследствие этого мы оказываемся по разные стороны «баррикады».

Давайте посмотрим, из-за чего же могут возникнуть разногласия между учителем и учеником, каковы причины недопонимания.

II. Ход дискуссии

Задание 1.

Напишите на стикерах причины, из-за которых между учителем и учеником могут возникнуть разногласия. (слайд 2.)

(участники пишут на стикерах, затем клеят на доску. Один из участников каждой группы прочитывает причины, одинаковые переклеивают на лист ватмана)

Ведущий: Скажите, а сможем ли мы, каждый по-отдельности, разрешить эти разногласия? (ответы)
Вот мы и подошли к цели нашей дискуссии. «Наметить пути успешного сотрудничества между учителем и учеником». (слайд3)

Ведущий: В ходе дискуссии мы должны наметить шаги к успешному сотрудничеству. Уже говорилось, что учитель и ученик как два берега.
Как вы думаете, играет ли роль качество личности в сближении этих двух берегов? (ответы)

Задание 2.

Подумайте и напишите, какими качествами должны обладать учитель и ученик. (слайд 4)
(пишут на стикерах, клеят на свою сторону, далее проговаривают и клеят на свою сторону. Одинаковые переклеиваем на ватман)

Ведущий: Мы с вами наметили I шаг к успешному сотрудничеству (записываем на ватман)

Ведущий: Скажите, а всегда ли наши ожидания друг от друга оправданы? Всегда ли мы получаем то, что хотим? (ответы участников)

Задание 3.

Подумайте и для себя отметьте ожидаемый результат. Что ждет учитель от ученика?

Что ждет ученик от учителя? (слайд 5)

(группы совещаются, выписывают общие тезисы, далее выслушиваем представителей группы, которые в ходе объяснения делают записи на ватмане)

Мы услышали, что ждем друг от друга. А готовы ли мы реализовать это в процессе работы? (ответы)

Ведущий: Мы наметили II шаг к сотрудничеству. (запись на ватмане)

Ведущий: Мы выделили два шага. Как вы думаете, что может быть следующим шагом? (ответы)

(если не ответят, то спросить, что такое сотрудничество) (слайд 6).

Задание 4.

Давайте подумаем, что мы можем делать и делаем вместе, и для чего мы это делаем?  (слайд 7)

(члены каждой группы работают сообща, затем один представитель группы объясняет и по ходу делаем записи на ватмане).

Ведущий: Итак, совместными усилиями мы вместе сделали 3 шага навстречу друг другу. (слайд 8)

Есть ли еще пути, которые ведут к успешному сотрудничеству? (ответы выслушиваем, по необходимости делаем записи)

Возвращаемся к цели нашей дискуссии. Ответьте, смогли ли мы ее достичь? (ответы участников)

III. Заключение

(слайд 9) Что бы ни случилось, какие бы новации не вводились, в школе как и сотни лет назад будут встречаться участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Ученики - члены команды. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании, главным штурманом проводки через рифы.

(Раздаю памятки учителям и ученикам)

Памятка для учащегося

Памятка для учителя

Обратная связь.

У вас на столах лежат цветные фигуры (зеленый квадрат, красный треугольник синий круг).

В квадрате напишите, что вам понравилось, в треугольнике – что не понравилось, в круге – чем, лично для вас, была полезна дискуссия) ответы клеим на большие фигуры. (слайд 10)

Спасибо за участие! (слайд 11)

Источники информации

1. http://cdod-usinsk.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/sovety_psikhologa_pedagogam/
v_pomoshh_pedagogam_rukovodstvo_po_resheniju_trudnykh_situacij_sposoby_
psikhologo_pedagogicheskoj_zashhity/1-1-0-68 памятка для учителей.

2. http://netnado.ru/pamyatka-dlya-uchashihsya/page-1.html памятка для обучающегося.