Методическая разработка комплексного занятия по психологии по теме «Личность и социализация»

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Технологическая карта занятия дана в Приложении 1. Опорный конспект для студентов дан в Приложении 2.

1. Организационный этап

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя перед занятием.

2. Вступительная часть

Сообщение целей занятия осуществляется методом «от противного» [2].

Преподаватель: Уважаемые студенты! Отвлекаясь и невнимательно слушая материал сегодня, а также безучастно, пассивно присутствуя на занятии, Вы никогда не узнаете, что скрывается за словом «личность»; Вы будете смешно выглядеть, употребляя это понятие, например, к собаке; вы не поймете, насколько важно осознанно подходить к воспитанию своих собственных детей, чтобы они выросли гармоничными людьми.

3. Знакомство с основными понятиями темы

Преподаватель: Слово «личность» широко используется в быту и в спе­циальной психологической литературе, но дать определение это­го понятия весьма затруднительно [7].

Слово «личность» происходит от слова «личина», что вначале означало маску актера, надеваемую во время спектакля и соответствующую особенностям характера персонажа. Слово «персона» - происходит от греческого «persona», что также означает актерскую маску.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, являются устойчивым и  определяют социально значимые поступки человека.

Для создания представления о личности человека недостаточно перечислить его поступки и психоло­гические качества. Личность невозможно непосредственно наблюдать, но мы можем составить представление о личности человека посредством анализаего поступков (и их мотивов) и последующего их синтезав единый образ [7].

Для характеристики уникальности человека часто используют понятие индивидуальность (от лат. individuum — неделимое). Индивидуальность указывает на своеобразие человеческих свойств у данного индивида, другое понимание этого понятия подчеркивает то, чем данный человек отличается от других. Однако не все индивидуальные качества важны для характеристики личности. Так, человек может иметь уникальные особенности строения тела, но это не имеет значения для его социальных отношений, а значит, не относится к понятию «личность». А вот озабоченность человека по поводу имеющегося, по его мнению, телесного недостатка является важной социальной характеристикой, особенно в том случае, когда в глазах окружающих такого недостатка нет вовсе [7].

Термин «человек» включает не только психологические характеристики, но физиологические особенности биологического вида, его образ жизни, культура и т.п. Понятие «человек» часто называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных.

А вот отдельно взятый, конкретный  человек с присущими ему свойствами  называется «индивидом».

Преподаватель рисует на доске три концентрические окружности и задает вопрос студентам: Попробуйте определить, где на рисунке располагаются понятия «личность», «человек», «индивид». Где бы вы расположили понятие «индивидуальность». Студенты высказывают предположения. В итоге, преподаватель подписывает понятия на схеме (Рисунок).

Таким образом, личность – самое узкое из этих понятий, оно включает только психологические свойства человека, и то не все. Личность -  ядро, связывающее воедино все психические процессы и служащее для них основанием.

 

Рисунок. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» 

4. Промежуточная рефлексия

Преподаватель организует фронтальный опрос. Студенты должны начинать свой ответ словами «Я знаю, что…» Необходимо опросить максимальное количество студентов.

Вопросы:

- что такое «человек»?

- что такое «индивид»?

- как Вы понимаете понятие «личность»?

- что такое «индивидуальность»?

- какое из этих понятий самое узкое?

- кем является новорожденный ребенок: человеком, индивидом, личностью, индивидуальностью?

- что мы имеем в виду, когда говорим: «Вера Ивановна очень открытый человек», «мы осваиваем космос», «рост этого студента 180 см», «Машу отличает большая любовь к животным»?

Далее продолжается более подробное обсуждение:

- согласны ли вы с американским психологом начала ХХ века Уильямом Джемсом, который считал что «личность это все, что человек считает своим?»

- согласны ли вы с Генри Мюрреем, писавшим: «История личности есть личность»?

- прокомментируйте слова Александра Григорьевича Асмолова «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

5. Педагогический приём «Кластер» [2]

Преподаватель: я пишу на доске слово «личность». Назовите любые понятия, которые по Вашему мнению связаны с этим словом.

Комментарий для преподавателя: слово «личность» пишется в середине доски. Все понятия, которые называют студенты, также записываются на доску. Преподаватель должен постараться распределять их во время записи таким образом, чтобы примерно отразить структуру личности по Платонову. Например, сверху оказываются названные студентами интересы, принципы и т.д.; ниже располагаются опыт, знания…; еще ниже – память…, а в самом низу – возраст и т.д. Такое расположение будет необходимо для дальнейшей структуризации материала.

Записываются все идеи без критики, без комментариев. Преподаватель при необходимости может задавать наводящие вопросы, стимулируя мыслительную деятельность студентов. Неподходящие слова также записываются, но чуть дальше от понятия «личность».

6. Знакомство с информацией о структуре личности

В настоящее время существует около 50 теорий личности. Среди них теория Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, Карла Роджерса и Раймонда Кеттела. Каждая из этих теорий внесла в понимание личности определенный вклад. Но личность – психическое образование, которое нематериально. Невозможно создать приборы, которые смогут ее зафиксировать и измерить. Поэтому каждая модель содержит некоторое зерно, помогающее понять личность.

Обратимся к той схеме, которую мы с вами создали на доске. Оказывается, вы неплохо знакомы не только с понятием «личность», но и с ее структурой. У нас получилась схема, в общих чертах соответствующая концепции Константина Константиновича Платонова.

Согласно данному автору, личность имеет 4 подструктуры: направленности, опыта, форм отражения и конституциональных свойств.

Основой, на которой формируются последующие уровни, является подструктура биологических свойств. Она включает в себя особенности протекания нервных процессов, а также особенности, связанные с полом и возрастом.

Подструктура форм отражения включает особенности познавательных и эмоциональных процессов.

Следующая подструктура содержит то, какие знания, умения, навыки и привычки человек приобрел в результате собственного опыта.

И четвертая подструктура – направленности – это высшие человеческие приобретения: мировоззрение, интересы, убеждения личности.

Вопрос студентам: какая из этих подструктур является чисто социальным свойством личности (направленности)? А какая обусловлена генетически, т.е. является биологической основой (конституциональных свойств)? В какой из оставшихся двух подструктур больше биологического, а в какой – социального (форм отражения и опыта соответственно)? (Преподаватель дает пояснения, ориентируясь на доску).

7. Упражнение

Преподаватель предлагает студентам определить, к какой подструктуре личности (по Платонову) относятся следующие описания человека:

- медсестра может попасть в любую вену,

- у врача-реаниматолога очень быстрая реакция,

- принципиальность заведующего,

- студент старается развить свою память;

- у пожилых людей снижена способность к обучению.

Студенты отвечают по желанию по поднятой руке.

8. Работа малыми группами

Преподаватель просит студентов пересесть так, чтобы образовались три группы. Удобнее всего это сделать по рядам, объединившись вокруг парт в середине каждого ряда.

Каждая группа получает файл (кейс) с информацией (Приложение 3).

Задание студентам:

«Вам дается 5–6 минут на изучение информации данных кейсов. Ваша задача: воспользовавшись предложенной справочной информацией, обсудить в группе поставленный перед вами вопрос, затем представить свои рассуждения всей группе».

Преподаватель может при необходимости консультировать студентов.

По истечении времени представитель каждой группы с места зачитывает задание и представляет ответ. Другие студенты могут дополнять ответ.

9. Обобщение информации о социализации личности

Преподаватель координирует работу студентов. В процессе выступления студентов по итогам изучения информации кейсов, преподаватель делает выводы:

-  личность реализуется только в процессе общения. Это понятие лишается смысла в отрыве от общества. Вместе с тем личность — это продукт, созданный обществом на основе зало­женных в человеке индивидуальных качеств [7];

- примеры воспитания людей в стае животных в изоляции от общества («дети-маугли») показывают нам, что в этом случае индивидуальные свойства человека не проявляются какими-либо качествами, необходимыми для его включения в общество людей. Это значит, что такие люди не могут состояться как личности [7].

- Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в структуре каждой личности, а также в самой структуре общества.

- Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, специфический фактор развития личности.

10. Составление синквейна [2]

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

Регламент занятия предполагает, что студенты уже знакомы с правилами написания синквейнов и имеют некоторый опыт в их составлении на предыдущих занятиях. Тем не менее, стоит напомнить правила составления синквейна. На доске вывешивается плакат с правилами, преподаватель устно напоминает их:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные).
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

По истечении отведенного времени студентам предлагается зачитать свои синквейны.

11. Домашнее задание

Преподаватель задает домашнее задание (Приложение 4), объясняя инструкцию по порядку его выполнения и содержанию. Задание размещено на персональном сайте преподавателя. Эталон ответов дан в Приложении 5.

12. Тайное голосование

Цели: рефлексия занятия, получение  студентами обратной связи от сокурсников.

Описание: преподаватель раздает каждому студенту цветные стикеры с инструкцией написать на них 1 – 2 (не больше) фамилии тех студентов, кто принял наиболее активное участие в занятии. На выполнения данной инструкции отводится минимум времени. Преподаватель собирает стикеры.

Далее преподаватель зачитывает со стикеров фамилии студентов, одновременно раздавая им цветные листочки.

Затем преподаватель сообщает, что три–пять студентов (на усмотрение преподавателя), получают отличные отметки за работу на занятии. Также необходимо прокомментировать работу этих и других отличившихся студентов. По усмотрению преподавателя он также может выставить некоторым студентам отметки с их согласия.

13. Организационный этап

Преподаватель благодарит всех участников занятия за работу и создает положительную мотивацию к следующему занятию.

Список литературы

  1. Абрамов А.А. Сборник практических задач и упражнений по психологии. 2008. – 63с.
  2. Акунеева Ю.В., Федорова О.А. Материалы семинара «Формы и методы мотивации студентов к обучению» / Социальная сеть работников образования. – 2013. URL:// http://www.nsportal.ru (Дата обращения: 12.09.2018).
  3. Островская И.В. Психология для медицинских колледжей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 480с.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.посоибе для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
  5. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ. сред.мед. учеб.заведений / Н.Н.Петрова. – М., 2008. – 320с.
  6. Алфимова М.В. Влияние генетической наследственности на поведение // Психогенетика: хрестоматия: учеб.пособие для вузов / авт.-сост.: М.В.Алфимова, И.В.Равич-Щербо. – М.: Академия, 2008. – 431с.
  7. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник.— М.: Медицина, 2004.— 320 с.