Проблема профилактики подростковой преступности в школе и пути ее решения

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Одним из приоритетных направлений развития нашего государства на современном этапе является снижение преступности в целом, и подростковой преступности в частном. 

Статистические материалы, представленные государственной службой статистики, свидетельствуют, что за январь – ноябрь 2017 года несовершеннолетними было совершенно 37,7 тыс. преступлений*. При этом за последние 5 лет фиксируется значительное снижение преступности среди несовершеннолетних. Данные показатели связаны с особым вниманием к превентивным мерам, позволяющим провести профилактику преступлений среди несовершеннолетних.

______________

* Сайт Федеральной службы государственной статистики.  URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#

В то же время, отсутствие продуманной системы регистрации и учета всех преступлений, совершенных несовершеннолетними приводит к тому, что реальные показатели в 3-4 раза выше, чем те, что представлены органами государственной статистики.  Еще одна тенденция – увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений, повышение организованности среди исследуемой группы.

Сегодня задача изучения той совокупности психологических свойств, которые определяют субъективную необходимость и возможность совершения подростком уголовно наказуемых деяний зачастую возлагается на учителей, классных руководителей и школьных психологов. Проведение мер по профилактике преступности среди несовершеннолетних в школе играет важнейшую роль среди всех превентивных мер. Стоит подчеркнуть, что все эти меры будут действенными только при условии понимания причин, привлекших несовершеннолетних к совершению преступлений.

Важнейшей группой среди таких причин являются психологические причины. Нарушения поведения у несовершеннолетних являются отражением состояния их социально - психологической дезадаптации, которое в свою очередь обусловлено несоответствием имеющихся у человека биологических и социальных возможностей и условий для переработки информации, адекватного эмоционального реагирования на воздействия внешней среды, нарушение стереотипов личностного реагирования, снижение психической активности, а также вегетативные расстройства, проявляющиеся в особых условиях.

Развитие и становление подростка с девиантным поведением обусловлено следующими факторами:

Биологическими: существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К таким факторам можно отнести:

  • генетические нарушения, влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
  •  психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
  • «физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе»**.

______________

** Инновационные технологии воспитательно-профилактической работы с детьми девиантного поведения в современных условиях образовательного учреждения: сборник статей // Под. общ. ред. д. пед. н., проф. Л.Е.Сикорской. М., 2016. С. 14.

Психологические факторы, включают наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящие к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.

На основании проведенного анализа материалов судебной практики можно выделить следующие причины, которые приводят подростков к совершению преступлений:

Социально-экономические:

  • отсутствие нормальных условий существования, бедность;
  • корысть, желание чужим имуществом для удовлетворения своих потребностей.

Семейные проблемы:

  • неблагополучная семья (родители, употребляющие алкоголь, наркотики, не занимающиеся воспитанием детей, ругающиеся матом, ведущие развязный образ жизни). Дети в таких семья предоставлены сами себе, нет первичного контроля со стороны родителей; родители обращаются с детьми жестоко, избивают их, выгоняют из дома и т.д. Часто родители сами побуждают детей на кражи, покупку алкоголя и т.д.
  • другим вариантом семьи является, наоборот, социально-благополучная семья, в которой преобладает авторитарный метод воспитания или гиперопека. В таких семьях ребенок совершает преступление или «назло» родителям или чтобы доказать, что он не маленький.
  • третья проблема – семьи в которых не существует социальных норм, социально контроля и санкций. Семьи, где «все разрешено». Попустительство и вседозволенность приводят к тому, что ребенок совершает преступление «по глупости», т.к. ему вовремя не объяснили последствия нарушения социальных и правовых норм.

Психологические причины:

  • несформированность мировоззрения и волевых качеств. Это одна из причин по которой, несовершеннолетние совершают преступления под давлением совершеннолетних.
  • несформированность саморегуляции, приводят к неуправляемой агрессии, гневу, что способствует совершению преступления.
  • потребность в самоактуализации и занятию определённого положения в обществе, желание быть «крутым».

Отсутствие спланированного и организованного досуга приводит к тому, что подросток проводит время бесцельно, в поисках приключений, в компании друзей на улице или в подъездах.

Физиологические – состояние здоровья. Различные заболевания ограничивают возможности несовершеннолетних в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, что может приводить к совершению преступления.

Влияние средств массовой информации, Интернета, различных групп в социальных сетях.

Помимо социальных и психолого-педагогических проблем, можно выделить и ряд организационных:

  • Отсутствие системного подхода к образованию и воспитанию современных подростков. На сегодняшний день не выполняется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности подростков, умения управлять своим поведением, повышению познавательной мотивации. Это приводит к тому, что обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний.
  • Отсутствие взаимодействия между субъектами системы профилактики правонарушений.
  • Отсутствие спланированного правового просвещения населения. Правовой нигилизм не только среди подростков, но и среди взрослого населения приводит к отсутствию в обществе устойчивых правовых знаний и навыков правового поведения. Родители, которые являются первыми трансляторами правовых норм, сами зачастую их не знают и не соблюдают.
  • Проблемы выявления и контроля за неформальными объединениями несовершеннолетних и молодежи экстремистского, фашистского, националистического и сатанинского толка;
  • Насаждение современных «ценностей» в системе формирования общественного сознания: распространение через молодежные каналы средств массовой информации идеи наживы любой ценой, прежде всего путем насилия; демонстрация процветания через эгоизм, «крутизну»; пропаганда всяческими путями нетрадиционной сексуальности через демонстрацию гейпарадов, так называемого «свободного секса», развращение несовершеннолетних; распространение идей фашизма, национализма, шовинизма, сатанизма в среде несовершеннолетних; распространение идей самостоятельности, взрослости, особенно среди подростков через курение, употребление наркотиков, алкоголя; пропаганда «культа денег», насилия, проституции, порнографии и вседозволенности. Влияние средств массовой информации и интернета гораздо больше и продуктивней, чем меры профилактические меры.
  • Проблемы незначительности психолого-пелагического сопровождения семей, оказавших в трудно жизненной ситуации. Штат школьных психологов сокращен, это приводит к тому, что школьные психологи работают не на предупреждение асоциального поведения, а с лицами, уже перешедшими границу социальных норм. Родители же в свою очередь не обращаются к школьным или внешкольным психологам по ряду причин. Во-первых считают это ненужным и неважным. Во-вторых считают, что психологическая корректировка не принесет нужных результатов. В-третьих, считают обращение к психологу или психотерапевту постыдным. Четвертая проблема – дороговизна услуг психологов и психотерапевтов.
  • Несовершенства систем профориентации и подростковой занятости. Несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; нарушение законодательства в отношении к работающим несовершеннолетним приводят к попытке заработать денег «легким» путем. Вместе с тем, общение с подростками показало, что каждый второй в возрасте от 14 до 18 лет, хотел бы подрабатывать для того, чтобы иметь карманные деньги. К сожалению, в нашей стране система трудоустройства несовершеннолетних плохо развита.
  • Сокращение ставок психологов, социальных работников, а также сотрудников патрульных служб и участковых.
  • Проблемы закрытости система дополнительного образования. С уменьшением количества бесплатных секций и кружков, часть населения, не имеющая возможность оплатить дополнительные занятия оказалась вне системы.

Понимание данных проблем, а также психологических основ причин преступности несовершеннолетних позволяют грамотно спланировать систему профилактики преступности в школе. Под профилактикой мы понимаем: совокупность социально-экономических, идеологических, культурно – воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний.

В связи с невозможностью охватить в статье все профилактические меры, остановимся подробней на рекомендациях для учителей средней и старшей школы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, склонных к девиантному поведению.

Цели психолого-педагогического сопровождения: коррекция поведения несовершеннолетних путем вовлечения в познавательно-активную и социально-значимую деятельность; а также при помощи методов психокоррекции достичь позитивных личностных изменений.

Основные задачи:

  • Сформировать совокупность качеств личности подростка как культурного и нравственного члена общества, способного четко понимать, различать и следовать нормам и принципам цивилизованного взаимодействия со средой. Развить личностные и интеллектуальные качества подростков (память, логику, внимание, воображение, активную личностную позицию и др.).
  • Скорректировать потребностно – мотивационную сферу.
  • Сформировать приверженность традиционным ценностным ориентациям.
  • Развить регулятивные навыки, а именно: целеполагание, планирование деятельности, рефлексия, умение оценивать жизненную ситуацию и находить законопослушный выход из нее.
  • Развивать эмпатию.
  • Развить коммуникативные навыки.
  • Через работу с художественной литературой помочь становлению самоактуализации подростков путем понимания и анализа не только текстового произведения, но и жизненной ситуации, описанной в произведении.
  • Выявить профессиональные предпочтения и спланировать профессиональную траекторию.
  • Выявить досуговые предпочтения и спланировать дополнительное образование подростков.

Основным результатом психолого-педагогической коррекции является снижение риска преступности среди группы несовершеннолетних. Игры и треннинги не являются авторскими, однако выбраны таким образом, чтобы наиболее соответствовать целям и задачам психолого-педагогического сопровождения.

Этапы психолого-педагогической работы:

  1. Формирование группы из подростков группы риска.
  2. Знакомство подростков между собой. Для этого можно использовать такие игры как: снежный ком, поиск общего, интервью и др.
  3. Постановка целей и задач программы.  На этом этапе крайне важно не только самим озвучить цели программы, но и дать участникам возможность продумать свои цели, ответить на вопрос: зачем я здесь? Что я хочу от этого проекта?
  4. Вводная диагностика с помощью описываемых выше методик.
  5. Проведение психо-коррекционных групповых и индивидуальных занятий.
  6. Сравнение результатов занятий с ожидаемыми результатами.

Содержание коррекционной терапии мы разделили на следующие блоки:

  • Индивидуальное консультирование. Психологическая коррекция агрессии, тревожности и др.
  • Психолого-педагогическая коррекция дисфункции семьи.
  • Развитие ценностно-мотивационной среды.
  • Развитие интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков.
  • Основы правового статуса несовершеннолетних.
  • Профессиональное самоопределение.

Ход занятий и основные методики, применяемые в работе

Блок 1. Индивидуальное консультирование. Психологическая коррекция агрессии, тревожности и др. Проводить занятия по данному блоку должен дипломированный психолог, психоаналитик, который сможет на основании личных результатов подростка, подобрать необходимые индивидуальные программы коррекции.

Нами предложен лишь ряд упражнений, которые специалисты могут использовать в своей деятельности:

  • прием оценки последствий девиантного поведения. Несовершеннолетнего просят, как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям.
  • методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. 
  • для эмоциональной психокоррекции эффективным будет метод систематической десенсибилизации Д.Вольпе.

Блок 2. Психолого-педагогическая коррекция дисфункции семьи.

Занятия в этом блоке целесообразно проводить совместно с семьей несовершеннолетних. В конце каждого упражнения необходима рефлексия.

Пример упражнений:

А) Упражнение «ассоциация». Членам семьи предлагается продумать ассоциации со словом «конфликт».

Б) Упражнение «скульптура». Необходимо создать культурную постановку на тему семейный конфликт. Каждый участник должен выбрать и занять свое место, а затем объяснить свой выбор, и определить дальнейший выход из конфликта.

В) Упражнение «жизненные задачи». Каждому участнику тренинга предлагается возможная жизненная ситуация. Участнику необходимо найти выход из этой ситуации. Важно также дать возможность каждому члену семьи побывать на месте другого и посмотреть на ситуацию взглядом родного человека.
Возможные варианты ситуаций:

Мама каждый вечер просит вас привести в порядок свою комнату. Однако, вы игнорируете ее просьбу в течении нескольких дней. В результате мама срывается и кричит на вас.

Вы с сестрой смотрите интересный фильм. Вечером приходит с работы папа и хочет посмотреть новости. Как вы поступите?

Дома на обед подали недосоленное блюдо. Как вы поступите. И др.

Г) «Взаимоотношения с родственниками». Педагог просит нарисовать трех самых значимых для вас родственника. Затем каждый из участников. Рассказывает о своем рисунки. Необходимо выделить и подчеркнуть хорошие качества людей, которых вы нарисовали.

Блок 3. Развитие ценностно – мотивационной среды. Этот блок кажется нам важнейшим в сфере профилактики правонарушений, т.к. именно усвоенные социальные нормы и ценностные установки помогают подростку не совершать преступления.

Для этих целей важна целенаправленная деятельность не только в рамках работы группы, но и всех структур. Так, большое значение имеет система классных часов, включающая следующие темы: дни воинской славы, моральные нормы, герои России, семья – как основа нравственного возрождения, дружба, любовь и др. Привлечение подростков к участию в традиционных празднествах может также стать элементом воспитания несовершеннолетних, т.к. отечественные праздники отражают ценностные ориентации, актуальные потребности общества.

Значимым фактором в формировании ценностной среды подростков мы считаем чтение произведений литературы. В связи с этим нами составлен список художественных произведений и тех качеств личности, которые они воспитывают (см. Приложение 1). Ценностное мировоззрение также формирует просмотр кинофильмов. В качестве рекомендаций предлагаем следующие фильмы: «Остров», «Поддубный», «Офицеры», «Боевой конь», «Полианна», «Семьянин» и др.

Блок 4. Развитие интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков.

Развитие интеллектуальных способностей в игровой форме может проходить как отдельным блоком, так и являться интегрированной частью других блоков. Важнейшей особенностей этого блока является возможность видеть динамику уже в ходе самих занятий.

Задания на развитие логики (могут использоваться другие):

  • Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
  • Все выпускники медицинского института получают диплом. Иванов получил диплом. Следовательно, Иванов - выпускник медицинского института. 
  • Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. "Медный Всадник" - сочинение Пушкина. Следовательно, "Медный Всадник" нельзя прочитать за одну ночь.
  • Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечён к уголовной ответственности.
  • Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов - слушатель высшей школы. 
  • Некоторые студенты КПИ - бывшие военнослужащие. Петров - студент КПИ. Следовательно, Петров - бывший военнослужащий. 
  • Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин - юрист. Следовательно, он работник 2-го управления. 
  • Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото - куётся. 

Задание на развитие памяти: интеллектуальное упражнение "25 букв". Участникам на 30 секунд показывается таблица (см. Приложение 2).

Ведущий отворачивает табличку, оставляя ее в руках. Задача участников - зрительно представить эту таблицу, после чего найти слова, которые можно составить из букв, находящихся рядом. То есть, передвигаясь от одной букве к соседней, находящейся справа, слева, сверху или снизу, потом дальше, можно найти новые слова, кроме тех пяти, которые помогают запомнить таблицу. По условиям к одной и той же букве можно возвращаться несколько раз. Если участники длительное время затрудняются назвать новые слова, можно снова им показать таблицу секунд на пять. Участники могут переговариваться между собой.

В конце можно еще раз продемонстрировать таблицу, чтобы участники могли найти слова, уже опираясь на непосредственный зрительный образ.

Развитие памяти, беглости мышления, вербального интеллекта, памяти. Участники тренинга садятся по кругу. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово – уже четвертое в этой цепочке – передает в качестве задания своему соседу слева.

Игра продолжается по кругу (может быть, не один круг), и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре. Возможно использование других игр.

Для развития коммуникативных навыков важно во всех тренингах использовать метод групповой работы. Здесь целесообразно проведение таких традиционных игр как «крокодил», «пантомима».

Блок 5. Особенности правового статуса несовершеннолетних. В рамках данного блока подросткам предлагаются следующие темы:

  • Статус несовершеннолетних по Конституции РФ.
  • Понятие «несовершеннолетние» в Уголовном Кодексе РФ
  • Права детей по Семейному Кодексу РФ.
  • Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Важно понимать, что эти занятия должны носить характер не классно-урочной системы и даже не лекции, занятия необходимо проводить в форме групповой и дискуссионной работы. Эти методы не являются классическими для школьной учебы, а поэтому не вызовут у подростков отторжения и неприятия. Для реализации этой задачи можно рекомендовать методическое пособие А.Н.Иоффе «Гражданское образование»; методическое пособие по интерактивным методам преподавания права И.Е.Уколова и др.

Предложенные рекомендации основаны на проведенном исследовании и позволят психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям, помочь подростку выйти из группы риска и занять свое место в социуме.