Методическая разработка урока "Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследования". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Тип учебного занятия - урок-практикум.

Цели урока: выявить умение характеризовать географического положения материка самостоятельно, используя карты атласа; сформировать представление об открытии и освоении материка, подчеркнув роль русских в исследовании.

Оборудование: учебник (§42, с. 85-91), атлас, рабочая тетрадь, наглядный материал (видеофрагменты, фотографии, рисунки), текстовые материалы (фрагменты художественной литературы – Э.Сетон-Томсон «Рольф в лесах»; И.Ильф, Е.Петров «Одноэтажная Америка», научно-популярной Б.Б.Вагнер)

Базовое содержание урока

Деятельностный  компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

- Как называется глава учебника, посвященная Северной Америке?

- Почему ее так назвали?

Показ видеофрагмента о природе Северной Америки: http://www.youtube.com/watch?v=rOduLN02mPI

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний первый  урок по изучению Северной Америки?

Учащиеся знакомятся с видеофрагментом, отвечают на вопросы, предполагают, что урок будет посвящен изучению ГП и истории открытия и исследования северной Америки.

Определяют тему урока.

 

Создание мотивационной установки

«Рекламное агентство» - учащиеся, используя текстовые материалы и работая в группе, формулируют рекламные слоганы о самых интересных,  уникальных и просто красивых объектах Северной Америки.

У учащихся формируется познавательный интерес к изучению географии Северной Америки.
Озвучивают рекламные слоганы.
В процессе работы с текстом определяют основные интересующие их вопросы.

Проявляют интерес к изучаемой теме.

Составляют рекламные слоганы, озвучивают их, стараясь привлечь особое внимание одноклассников.

Формулировка задач урока

Составьте план изучения темы сегодняшнего урока, опираясь та текст учебника.
Сформулируйте основные задачи урока.

Учащиеся формулируют задачи урока:

- Определить особенности географического положения  Северной Америки.

- Определить влияние ГП на природу.

- Углубить знания об открытии материка.

- Познакомиться с историей исследования 

- Определить вклад русских в историю освоения территории

Определяют основные цели  урока.

 

Процессуально-содержательный этап урока

Географическое положение

Используя план, описать ГП Северной Америки (работа в группах)

Учащиеся, работая в малой группе, описывают ГП материка по плану, используемому ранее; предоставляют итог  работы учителю для последующей оценки.

Описывают ГП материка по плану

 

Рефлексия деятельности

Прием «Закончи фразу».
При характеристике ГП Северной Америки мы работали по плану, использовали атлас и установили, что:

- Северная Америка пересекается …

- Крайние точки материка - …

- Материк расположен в следующих климатических поясах …

- Северную Америку омывают океаны - …

- Материк ближе всего расположен к …

Анализируют свою работу, выявляют неточности и ошибки.

Самоконтроль и самокоррекция работы.

 

Географическое положение (изрезанность береговой линии).

Наконец-то мы видим материк, про береговую линию которого можно сказать, что она сильно изрезана! Давайте обойдем вокруг материка и выделим наиболее заметные элементы его берегов.
Прием «Ассоциации» - учитель называет слова – ученики находят соответствующие географические объекты береговой линии.
Работа сопровождается слайд шоу с фотографиями объектов.

Учащиеся анализируют карту, высказывают свои  мнения, отвечают на вопросы.

Используют логическое мышления, метапредметные знания.

 

  - «Зеленая страна»

Остров Гренландия.

Слушают  пояснения учителя об открытии Гренландии норвежцем Эйриком Рыжим.

   
  - На доске фото собаки породы Лабрадор. Полуостров Лабрадор.    
 

- Что означает слово «ньюфаунленд» в переводе с английского языка?

На доске фото собаки породы Ньюфаунленд.

«Новая окрытая земля».

Полуостров Ньюфаунленд.

   
  - «Цветущий» Полуостров Флорида.    
  - «И ке тен» Полуостров Юкотан    
  - «Раскаленная сковородка» Полуостров Калифорния.    
  - «Китовое место» Полуостров  Аляска.    

История открытийматерика

- Выскажите предположение почему в названии темы урока (учебник стр. 85) слово «открытие» взято во множественном числе?

- Когда Х.Колумб открыл Америку?

- А сегодня мы говорили, о каком первоткрывателе?

- Найдите информацию в учебнике о роли Джона Кабота в открытии материка.

- Просмотр  обобщающего видеоролика -

http://www.youtube.com/watch?v=Tq6Z-b8GOpM

- Найдите информацию в учебнике о роли Михаила Гвоздева и Ивана Федорова в освоении территории материка.

- Кто заселял Аляску в XVIII веке?

- Почему купца Григория Шелихова назвали «русским Колумбом»?

- Когда и почему закончилась история освоение русскими Северной Америки?

Высказывают свои мнения, отвечают на вопросы, смотрят видеоролик, анализируют информацию работают с материалами учебника.

Осознают значение русских в исследовании территории северной Америки

 

Применение знаний на практике

Игра «Музыкальная география».
Звучит песня «Ты меня никогда не забудешь» из рок-оперы «Юнона и Авось».
Скажите, вы раньше слышали эту песню?
О чем она? О любви счастливой или несчастной?
Как эта история любви связана с историей освоения русским территории Северной Америки?
Далее следует рассказ учителя (или дополнение к рассказу учащегося) об истории любви графа Н.П. Рязанова и дочери испанского наместника в Лос-Анджелесе Кончите.

Слушают музыку, вслушиваются в слова, понимают смысл произведения, отвечают на вопросы.

Использование знаний, полученных в 7 классе на уроках музыки.

 

Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

Прием «Рефлексивный круг».
Продолжите фразы:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Я понял, что …
  • Я почувствовал, что …
  • Меня удивило …
  • Урок дал мне возможность …
  • Мне захотелось …
  • У меня получилось …

Высказывают мнения о своей работе на уроке, определяют, какие знания усвоили. Какие умения приобрели.

 

 

Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Ответьте на вопросы раздела «Сложные вопросы» в конце параграфа 42 (с.91 учебника)
Выполните задание 1 стр.50 в рабочей тетради

Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю.

 

 

Дополнительное задание (по желанию и выбору)

Выполните задание 3 стр. 50 в рабочей тетради

Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю.