Здоровьесберегающие и коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с нарушениями зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


С реализацией в деятельности дошкольных учреждений ФГОС ДО становится актуальным вопрос о внедрении в практику работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации воспитательно-образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

В МАДОУ №30 города Белебей реализуется общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, подготовленная с учетом достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. На первый план в данной программе выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, раскрывающая его индивидуальные особенности и способности (познавательные, коммуникативные, творческие, регулятивные).

Разработанная и созданная усилиями отечественных тифлологов система специализированной помощи детям с нарушениями зрения достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений в психофизическом развитии данной категории детей.

Описаны нарушения и отклонения, характеризующие психику детей с нарушением зрения, отрицательно сказывающийся на их когнитивном и двигательном развитии. Исследованиями доказано влияние нарушения процесса восприятия окружающего мира на формирование словаря, отражающего чувственный мир (Л.С.Волкова, М.И.Земцова, И.В.Новичкова, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева и др.), мыслительных операций (В.А.Лонина, И.С.Моргулис) и развитие мелкой моторики (Л.И.Фильчикова, М.Э.Бернадская, Л.С.Сековец).

Отечественные педагоги и психологи отмечают, что нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей отличаются разнообразием и трудностью для осуществления коррекционной поддержки (И.Ю.Левченко, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, У.В.Ульенкова).
Дети с косоглазием и амблиопией особенно подвержены серьезным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создает трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведет к монокулярной ориентации, обусловливающей «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удаленность, протяженность, что ведет к фрустрации - неудовлетворенности в общении с окружающим миром. Все это провоцирует негативность эмоциональной сферы дошкольников (Л.И.Плаксина).

В МАДОУ №30 был разработан проект по внедрению коррекционных технологий в деятельность специалистов и педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения. Целью проектаявляется создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации коррекции нарушений зрительного восприятия, отклонений в эмоционально-волевой и поведенческой сферах у детей с нарушениями зрения.

На организационном этапе была проведена групповая консультация для родителей, в ходе которой педагоги объяснили им цели и задачи проекта, совместно обсудили формы сотрудничества и возможную помощь в его реализации. У родителей было взято письменное согласие на осуществление диагностической и коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.

На этом этапе изучалась вся медицинская документация, сопровождающая ребенка со зрительным нарушением. Было проведено диагностическое обследование тифлопедагогами и психологом каждого ребенка. При проведении индивидуального обследования тифлопедагоги пользовались методикой Л.И.Плаксиной с целью выявления у ребенка с нарушением зрения уровня развития ориентировки в микропространстве в процессе предметной деятельности. Педагог-психолог провел диагностику особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня развития коммуникативных навыков.

На основании результатов диагностики были выявлены основные проблемы, сформулированы идеи по их решению, определены стратегии коррекционной деятельности, составлен план реконструкции предметно-развивающей среды. Также этот этап был посвящен изготовлению авторских дидактических пособий «Логический комод» (О.П.Михальчук), «Волшебный ковер» (Е.Ф.Коростелева), разработке игр для них; созданию программы занятий для детей с нарушениями зрения «Кораблики» (А.Ю.Кремлякова).

Особое внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды в групповых, спальных комнатах, кабинетах специалистов, раздевалке. При организации коррекционно-развивающей среды учитывалась структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой.

В целях оказания практической помощи воспитателям, специалистами была разработана картотека зрительных гимнастик, коммуникативных и релаксационных упражнений по лексическим темам.

В ходе основного этапа были проведены индивидуальные занятия с детьми по программе воспитания и обучения детей Л.И.Плаксиной. Парциально использовались программа по социально-бытовой ориентировке дошкольников с нарушениями зрения Е.Н.Подколзиной; программы занятий по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировке под общей редакций Л.А.Дружининой. В ходе тифлопедагогических занятий включались задания и игры с использованием дидактических пособий «Логический комод» и «Волшебный ковер».

В течение года медсестрой – ортоптисткой, под руководством врача-офтальмолога, осуществлялось лечение на аппаратах. Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия в период восстановительного лечения проводятся по методикам, разработанным Л.П.Григорьевой, С.В.Сташевским, Л.И.Плаксиной, И.В.Блинниковой, О.Г.Солнцевой.

Психолог проводил подгрупповые занятия с детьми по программе «Кораблики» и индивидуальные – с использованием песочной терапии, арт-, изо- и сказкотерапии. Особое внимание уделялось подбору оборудования предназначенное для проведения психокоррекционных занятий со слабовидящими детьми, которое должно отвечать офтальмогигиеническим требованиям. Формы организации занятий учитывали психофизиологические особенности слабовидящих детей (в частности, повышенную общую и зрительную утомляемость), носили охранительный характер.

Для просвещения родителей специалистами были проведены групповые консультации (с использованием элементов метода мозгового штурма, работы балинтовских групп), семинар-практикум «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».

В мае, на рефлексивном этапе был проведен анализ реализации проекта путем проведения исходящей диагностики. Была проведена групповая консультация с родителями, на которой было изучено мнение их мнение по итогам реализации проекта.

Оценка результатов проекта включала в себя анализ данных тифлопедагогического и психологического обследований до и после проведенной коррекционной работы. В результате проведенных специальных коррекционных занятий с использованием дидактических пособий «Логический комод» и «Волшебный ковер», дети стали увереннее ориентироваться на микроплоскости, точнее определять цвет, форму, величину предмета и его пространственное расположение. Улучшились результаты в овладении практическими навыками в выполнении практических действий в ориентировке на рабочей поверхности, в микропространстве.

Регулярное посещение групповых занятий по программе «Кораблики» позволило снизить выраженность поведенческих нарушений, сформировать адекватную самооценку, развить эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки.

Литература

  1. Занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировке / Авт.-сост. Л.А.Дружинина и др. В 3-х книгах. – Челябинск: Издательство М.Волковой, 2011.
  2. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. - М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2006. – 90 с.
  3. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 144 с.
  4. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. Е.Н.Подколзиной. – М.: Город Детства, 2007. – 256 с.