Из опыта работы над проектом в начальной школе "Движение – это жизнь"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Мы работаем в специальной коррекционной школе, с особыми детьми с НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети-труженики, дети-герои. Каждый день они сталкиваются с трудностями, которые нам даже сложно понять, ведь то, что для нас естественно, для них – подвиг. Они, так же как и мы, стремятся к своей мечте, своим вершинам. Наша задача, их учителей, просто помогать им и поддерживать, подсказывать и направлять, быть их друзьями и  помощниками.

Наша команда состоит из 4 человек: ученики 4 класса Никита Ч. и Саша К., учитель начальных классов дефектолог Козлович С.А. и учитель–логопед, дефектолог, член жюри городских конкурсов проектов Феоктистова Л.Н.Проектной деятельностью мы занимаемся с 2004 года, одними из первых стали применять элементы проектной деятельности в начальной школе. Наши ученики за эти годы неоднократно становились призерами различных конкурсов и фестивалей проектной деятельности в городе Москве. Ребята, принявшие участие в проекте, занимаются проектной деятельностью со 2-го класса, уже имеют свои успехи, и в 5 класс придут вполне подготовленными в этом направлении учениками. За два последних года мы выступили на Межрайонном  этапе городского конкурса проектных и исследовательских работ районов Вешняки, Новокосино, Косино-Ухтомский. В 2017 году получили Диплом 3 степени за проект «Ягодное лукошко», а 3 февраля 2018 года авторы проекта «Движение – это жизнь» (секция Здоровьесбережение) Ч.Никита, К.Александр – 4 «А» класс награждены Дипломом I Степени. (Руководители проекта Козлович С.А. Феоктистова Л.Н. http://schiv31.mskobr.ru/novosti/pozdravlyaem_s_uspeshnym_uchastiem_v_mezhrajonnom_e_tape_gorodskogo_konkursa_proektnyh_i_issledovatel_skih_rabot/)

Хочется поделиться своим опытом работы в этом проекте. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить самостоятельно принимать решения, быть всесторонним и коммуникативным человеком, мобильной творческой личностью. Проектная деятельность как раз позволяет развить данный потенциал каждого ребенка, чувствовать себя значимой фигурой в общем коллективе, но при этом проявлять свою индивидуальность. Ребята проявляют самостоятельность и ответственность в приобретении необходимых знаний, чувство ответственности заставляет выполнять свое поручение в срок и качественно, обучение идет незаметно и интересно. Наша направляющая роль состоит в том, чтобы уловить те интересы и увлечения, которые владеют детьми, и вовремя подсказать направление поиска.

Никита рассказал нам о своём папе, который  занимается промышленным альпинизмом, и о том, что ему очень нравится эта профессия. Он бы тоже хотел ею заняться. Они с папой увлекаются роупджампингом. Это направление экстремальной активности, заключающееся в прыжке и дальнейшем свободном падении (полете вниз) с высокого объекта. На него еще надо забраться. Это очень интересно и захватывающе, но требует физической силы и ловкости.  Никита понимает, что ему не хватает внимания, координации движений и силы в мышцах ног. Он рассказал о своем увлечении одноклассникам. Оказалось, что у многих из них такие же проблемы. Его друг Саша К., тоже очень заинтересовался этой проблемой. Тогда мы задумались о том, как помочь себе и своим одноклассникам. Тема захватила нас, и мы решили сделать проект «Движение - это жизнь». Эпиграфом мы выбрали высказывание Анджело Моссо, итальянского физиолога  «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения». Так перед нами встала проблема. Как же мы её будем решать, какие цели поставим перед собой,  кто и что нам поможет?

Мы определили цель проекта:     

- Составить комплекс упражнений для детей с НОДА и с его помощью укрепить мышцы ног.

Поставили перед собой задачи:

  • ознакомиться с различными видами упражнений по укреплению мышц ног и развитию координации движений в литературе и сети интернет, найти наиболее интересный для занятий вид;
  • ознакомиться с содержанием уроков по физкультуре и адаптивной физкультуре в 4 классе.  Получить консультацию у учителей физической и адаптивной физкультуры по нагрузкам и двигательной физиологии;
  • просмотреть материалы степ-аэробики по укреплению мышц ног и проанализировать необходимость использования ее в комплексе упражнений;
  • провести социологический опрос одноклассников с целью выяснить, что нам мешает активно двигаться и какие виды спорта вызывают особые затруднения;
  •  собрать комплекс упражнений на каждую физминутку в теченииучебного дня, на каждый день недели, включая вторую половину дня.

Выдвинули гипотезу:

  • действительно ли комплекс физических упражнений помогает сохранить работоспособность, укрепляет здоровье, помогает в учебной деятельности, приносит полноценную и радостную жизнь?

Составили этапы работы над проектом:

1. На первом этапе ребята ознакомились с различными видами упражнений по укреплению мышц ног и развитию координации движений в сети интернет.

Ознакомились с содержанием уроков по физкультуре в 4 классе в учебнике  В.И.Лях «Физическая культура» 1-4 классы.

Посмотрели материалы степ-аэробики по укреплению мышц ног.

В процессе поисков обучающиеся много узнали о физических нагрузках, видах упражнений, которые укрепляют наши мышцы, об интересных видах занятий, направленных одновременно на координацию движений и силу мышц. Учителя физкультуры помогли нам определить комплекс упражнений по укреплению мышц ног. Учитель по адаптивной физкультуре порекомендовал виды упражнений для дыхания и упражнений для растяжки мышц. Оказалось, что для равномерной нагрузки и предупреждения травм это необходимо.

2. На втором этапе Саша К. провел социологический опрос одноклассников с целью выяснить, что мешает активно двигаться и какие виды спорта вызывают особые затруднения.

Выяснилось, что у ребят, как и у Саши с Никитой в основном страдают те виды спорта и те виды упражнений, которые связаны с нагрузкой на мышцы ног и синхронными движениями рук и ног, удержанием внимания и положения тела в комплексах упражнений. Основные трудности вызывают прыжки, лазание, удержание равновесия, катание на лыжах и коньках.

Возник вопрос, как же ребятам и их  друзьям тренироваться, поскольку уроки и занятия занимают столько времени, а укреплять мышцы нужно каждый день, уроков физкультуры явно недостаточно; как  достичь цели?

В этот момент важно подсказать правильное направление обучающимся, что и сделала учитель начальных классов - Козлович Светлана Алексеевна, чутко уловив интерес детей. Предложение  тренировать мышцы в течение всего дня  понемногу во время физминуток на уроках (1-2 мин) и заканчивать полным комплексом после обеда, вызвало всеобщее воодушевление.

3. Идея ребятам понравилась, и на третьем этапе они снова отправились к учителям физической и адаптивной физической культуры за консультацией по различным видам упражнений, нагрузок, и доступным на уроках комплексам. Никита предложил несколько видов, учителя ознакомились и внесли свои поправки. Но оказалось, что Саша и Никита мало знают о пространственной координации, внимании. Тогда учителя предложили  им обратиться за помощью к учителю-дефектологу Феоктистовой Людмиле Николаевне. Рассказ заставил ребят задуматься и просмотреть еще детскую и учебную литературу о нашей центральной нервной системе, головном мозге, видах нарушений нервной деятельности. Ребята поняли, что проблема скоординированного движения рук и ног, равновесия тела в пространстве, зависит от очень многих причин, а главное - от того, насколько согласованно работает наш головной мозг. Он, оказывается, состоит из нескольких частей. Головной мозг делят на три больших отдела:

  • 2 полушария
  • мозжечок
  • ствол мозга.

Оказывается, очень важно, как они между собой взаимодействуют, а также как они взаимодействуют с со спинным мозгом. У ребят с НОДА это взаимодействие часто нарушено.

Учителю очень важно в данный момент поддержать ребят, оказать влияние на  баланс между интересом и деятельностью, подсказать, как отобрать комплекс упражнений, который и укрепит мышцы ног, и разовьёт  внимание,  координацию движений. Направить работу по пути развития интереса и желания,  чтобы  эти усилия привели не только к созданию конкретного проекта, но и помогли в преодолении двигательной неловкости, общей двигательной разгрузки, и, как следствие, привели к улучшению работоспособности.

Саша  предложил использовать степ-аэробику в качестве интересного и необычного комплекса упражнений. Девочкам очень понравилось, эти упражнения учат не только ловкости и координации, но и танцам.

4. На четвертом этапе вместе с взрослыми (на этом этапе подключились и увлеклись работой над проектом родители) были собраны комплексы упражнений, которые бы включали и дыхание, и разминку, и растяжку, распределяли по сложности нагрузки на каждую физминутку в течение учебного дня на каждый день недели, включая вторую половину дня. Просчитали количество упражнений и количество подходов в них, так чтобы это занимало на каждом уроке 1,5-2 минуты.

Получился занимательный комплекс упражнений, который понравился не только нам, но и всем одноклассникам, а у третьеклашек – просто вызвал зависть. Ребята 4-го класса с удовольствием посвятили их в свои секреты.  Этот комплекс мы и предлагаем вам в качестве занимательного пособия по проведению  физминуток на уроках  в течение учебного школьного дня.

Наши выводы:  Когда ребята стали применять комплекс упражнений каждый день, то заметили, что их внимание, координация движений, даже память улучшилась. А учителя физической и адаптивной физической культуры заметили, что обучающиеся  стали более ловкими и выносливыми, стали получаться упражнения, которые раньше давались с трудом, появилось желание быть первым -  преодолевать более сложные нагрузки, от которых  раньше отказывались,  появилась вера в себя.  Комплекс упражнений действительно работает и помогает в спорте, в учебе и просто укрепляет  здоровье. В качестве доказательства приводим собственный дневник наблюдений Никиты Ч.

Мой дневник достижений

Мои результаты до занятий комплексом физ. упражнений

Мои результаты после занятий комплексом физ. упражнений

Базовые знания по теме.
Участие только в школьных предметных неделях
Успеваемость по предметам: 5,4,5,5,4,5.
Выполнение домашнего задания - 0 ч. 40 мин.

Расширил знания по теме.
Участие в городских олимпиадах и конкурсах – призёр, диломант.
Успеваемость по предметам: 5,5,5,5,5,5.
Выполнение домашнего задания - 0 ч. 20 мин.

Физические способности:
Бег - 3 по 5 метров = 10 сек
Прыжки с места – 20 см
Наклон вперёд из положения, сидя – 7см
Лазание - не умел
Плавание -  не умел
Лыжи - часто падал, не мог удержаться при спуске на повороте.
Коньки - не умел стоять на льду, удерживать равновесие.
Физические качества:                        

Физические способности:
Бег - 3 по 5 м = 8,3 сек
Прыжки с места – 30 см
Наклон вперёд из положения, сидя – 7см
Лазание - научился лазать
Плавание -  научился плавать
Лыжи - катаюсь на время, участвую в школьных состязаниях.
Коньки – свободно стою на льду, катаюсь.
Физические качества:

Сила - слабость, вялость
Быстрота - медлительность

Выносливость - утомляемость
Неуклюжесть

Активность
Стабильность в преодолении нагрузки
Выносливость, увеличение работоспособности
Ловкость

Количество дней по болезни за второе полугодие  2016-2017 г.  – 65ч.

Количество дней по болезни за первое полугодие 2017-2018 г. – 42ч.

ВИДЕОРОЛИК  с упражнениями степ-аэробики был продемонстрирован на конкурсе.

К защите проектной работы была подготовлена презентация с фотографиями и материалами работы.

Работая над проектом, мы были увлечены поиском, взаимная заинтересованность помогла ребятам развить свои умения в поиске  и обработке информации, значительный объем полученных знаний поддержал во время ВПР и контрольных, сплотил и объединил класс. Движение  каждый день добавило физической активности и ловкости, помогло наладить более тесные контакты с ребятами на учебном этаже, по-другому взглянуть на свои  знания.

Мы рекомендуем разумное применение метода проектов в обучении младших школьников. В процессе проектной деятельности удивительным образом сочетается обучение и воспитание, поиск и решение, самостоятельность и индивидуальность, результатом является общий успех и радость от процесса обучения как у школьников, так и у самих педагогов. Дорого понимание, что ты выпускаешь в жизнь не только творчески развитых учеников, но также личность, которая готова всегда быть успешной.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготавливает их к реальным условиям жизни, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.