Сравнение сказок Е.И.Чарушина "Теремок" и украинской народной сказки "Рукавичка" с использованием приёма «Кольца Венна»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить сравнивать сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: умение выразительно читать целыми словами, уметь читать выборочно и пересказывать с опорой на иллюстрацию.
  • Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
  • Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
    • Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
    • Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
    • Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки), сделать своё высказывание понятным каждому, вступать в диалог с другими.

Формы и методы обучения: фронтальная, работа в группах; исследовательский метод, деятельностный метод.

Оборудование урока:  презентация для смарт доски; рисунки с изображением героев сказки; схема (кольца Венна»); план для сравнения сказок.

Ход урока

I Организационный момент (слайд №1)

Презентация.

Проверка рабочего места.

II Проверка домашнего задания

1) -Что было задано на дом? (выразительное чтение сказок; чтение понравившихся отрывков, рисунок героя)

- Как ещё мы готовились к сегодняшнему уроку? (работали в  группах, перечислив и записав всех героев этих сказок)

III Подготовка к сравнению

1) Мы вели подготовительную работу по сравнению двух сказок.

- Был ли у нас целый урок, посвящённый сравнению двух произведений? (нет)

Я предлагаю сегодня главной целью урока научиться сравнивать два произведения по плану (слайд №2).

Вспомните, чему мы ещё учимся на уроках литературного чтения (высказывания учащихся слайд №3).

Итак, вспомним, чему будем учиться. Какую главную цель мы оставили перед собой? (слайд №3, анимация 1)

2) Давайте вначале  вспомним содержание сказок. (пересказ сказок по моим слайдам)

а) Сказка «Теремок» (слайды №4-6)

Понравились вам иллюстрации к сказке? Я рассажу вам кто иллюстрировал эту сказку. (слайд №7)

б) Сказка «Рукавичка» (слайды №8-11)

Иллюстратор этой сказки знаменитый художник Рачёв Евгений Михайлович. Ведущая тема творчества Евгения Михайловича – иллюстрация сказок. (слайд №12)

3) Ознакомимся с планом сравнения сказок. (чтение пунктов плана (слайд №13))

План:

  1. Название
  2. Автор
  3. Герои
  4. Место действия
  5. Конец сказки
  6. Тема
  7. Мысль

- Чем поможет нам план? (легче работать)

3) Для записи наших выводов давайте использовать графический способ. Для этого я начертила два кольца. (кольца Венна)

- Что будем записывать посередине (сбоку)?

IV Работа в группах совместно с учителем у доски

(в процессе работы используются детские иллюстрации с изображением главных героев сказок)

V Обобщение

- Чем похожи эти сказки?

- Чем различаются?

- Кому из вас очень понравилась или понравились эти сказки? Чем?

Зачитайте понравившиеся отрывки и объясните свой выбор этого отрывка.

- Кому вы порекомендуете прочитать эти сказки и почему?

Люди создали эти сказки для нас давно. Но они актуальны и сегодня.

Докажите, почему и сегодня лучше быть добрым, щедрым человеком?

Вспомните цели урока. Чему учились? (слайд №14)

  • Достигли мы их?
  • Всё ли получилось?
  • Над чем надо поработать завтра?

Оцените свои достижения (слайд №15)

VI Домашнее задание

Подберите свои имена героям сказки и придумайте свою похожую сказку (работа в группах).

(слайд №16)

Приложение 1

Приложение 2