Мой открытый урок "Погружение в классику"

Разделы: Профессия — педагог


Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
(А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»)

Не зря Александр Сергеевич Пушкин назвал «Онегина» своим лучшим произведением, которое задумал и создавал в свое лучшее время – в расцвете молодости и славы. Кружась в «вихре шумном», он показал нам, как жил сам, как жили его современники. Ведь погружаясь в сюжет, мы как будто погружаемся в «вихорь жизни молодой» не только знаменитых героев, но и самого поэта, который на страницах романа оставил нам откровенные послания о себе.

Мне запомнились мои школьные уроки литературы, посвященные изучению романа «Евгений Онегин». Вспоминаю, как с удовольствием читала роман в 9 классе и переживала за героев. Сюжет произведения и его замечательный язык меня увлекли, а потому, думаю, на уроках в школе было интересно слушать учителя и раскрывать идею романа. Вступление, «Письмо Татьяны» и другие «места» из «Онегина» помнят наизусть, даже став взрослыми, многие школьники 1970-80 гг. Мы тогда любили читать и много читали, в том числе читали много произведений классической литературы.

Сегодня много говорят и пишут о том, что современные школьники в большинстве своем утратили интерес к чтению. Многие подростки считают, что читать книги сегодня незачем: появилось много других источников информации. Тем более, по мнению нынешнего юного поколения, незачем читать классику, ведь больше века прошло со времен описываемых событий, и сегодня люди живут по-другому. А по-другому ли?

Во время прошедших летних каникул у меня возникла идея урока-проекта «Погружение в классику» («Пушкинский бал»). В голове зазвучал вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» и к одноименному кинофильму. Вероятно, не зря именно эта музыка мне вспомнилась, ведь на уроках литературы в 6 классе нам с ребятами предстояло изучать «Повести Белкина». Ключевое слово здесь «изучать», то есть читать произведения, характеризовать героев, анализировать поступки, раскрывать идею и т.д. Мне предстояло сделать так, чтобы ребятам было интересно узнавать о жизни людей в XIX веке: из-за чего тогда могли поспорить и вызвать на дуэль, как было принято проводить свободное время в благородном обществе, какие понятия о чести существовали. Я решила это сделать с помощью Александра Сергеевича Пушкина, вспомнив строки из его романа «Евгений Онегин».

Целью моего открытого урока стало познакомить учащихся с культурой и эстетикой эпохи XIX века посредством произведений литературы, рассказать о бальном этикете в России XIX века, истории костюма и бального танца. Задачами этого урока-проекта стали формирование интереса современных школьников к произведениям классической русской литературы, подготовка к изучению программных произведений русской литературы в старших классах, повышение общего культурного уровня, развитие эстетического вкуса, навыков и умений получать и обрабатывать информацию.

В результате проведения данного урока мои ученики получили сведения о русских дворянских традициях, отражаемых во многих классических литературных произведениях (на примере романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина), самостоятельно подготовив устные сообщения и презентацию на тему «Бальный этикет XIX века» и с моей помощью поставив сцены дворянского бала по мотивам романа «Евгений Онегин» с исполнением традиционного бального танца. Все элементы сложились в общий сценарий урока-проекта, который сочетал в себе спектакль и ученическую конференцию. Наш класс превратился в бальную залу, а мои шестиклассники – в блестящих кавалеров и изящных дам, сведущих в тонкостях бального этикета и умеющих изъясняться на «языке веера».

В прошедшем учебном году большинство моих учеников с большим интересом прочитали «Повести Белкина» и написали позитивные отзывы по ним. Особенно ребят увлекли и заставили сопереживать героям «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка». Некоторые ребята уже решили подробнее познакомиться с романом «Евгений Онегин», который им предстоит изучать в 9 классе.

Наш открытый урок реализовался не только как познавательный и творческий проект в одном классе, но и был представлен всем учащимся гимназии во время традиционной Пушкинской линейки ко Дню памяти поэта 10 февраля.