физкультминутка – важный фактор оптимизации функционального состояния организма детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.

Гигиенические факторы включают в себя режим дня, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви. Неоспорим тот факт, что ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности организма. Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями улучшают приспособительные функции организма ребенка.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его.

Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности. Наступает умственное утомление. Оно распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются малые формы активного отдыха. К ним относятся физкультурные минутки, физкультурные паузы, физкультурные мини-паузы.

Физкультминутка является важными фактором оптимизации функционального состояния организма занимающихся детей. Она способствует поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности.

Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха.

Физкультминутка организуется на занятиях с большой умственной нагрузкой и недостатком мышечной деятельности (занятия по развитию элементарных математических представлений, развитию речи и др.). Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений, и продолжительностью не более 2-3 минут. Каждый воспитатель, проводя физкультминутку, должен обязательно учитывать специфику занятия при подборе физических упражнений. Это могут быть комплексы упражнений при утомлении плечевого пояса, пальцев рук, глаз и др.

Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 5—8 минут (6—8 упражнений). Но, главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток при помощи нескольких гимнастических упражнений локального воздействия решаются более частные задачи, например снятие утомления с мышц спины, мобилизация нервной системы детей на определенную работу и др. При проведении физкультурных пауз, кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления, улучшается память и внимание у занимающихся. Для этого применить комплексы общеразвивающих упражнений, танцевально­ритмическую гимнастику или ритмические танцы, малоподвижные игры.

Физкультурные мини-паузы — самая короткая форма активного отдыха и выполняются в течение 20—30 секунд (до 1 минуты). Однако, применяя упражнение или специальный прием, повторенный несколько раз в ограниченное время, можно эффективно снять заторможенное состояние с нервных центров коры головного мозга или напряжение с отдельных мышечных групп и усилить кровообращение.

В жизни мы часто прибегаем к физкультурным мини-паузам, не замечая этого. Так, при долгом и напряженном письме, работе на компьютере мы жмуримся, смыкаем веки на несколько секунд или смотрим куда-нибудь вдаль и вновь принимаемся за работу. В быту, работая наклонясь вперед, мы выпрямляемся и, потягиваясь, прогибаемся назад и вновь беремся за свое дело. Чаще всего физкультурные мини-паузы проходят по изометрическому типу, то есть без особого перемещения. Мы расслабляем мышцы, совершаем движения головой, встряхиваем кистями, выполняем дыхательные упражнения, гимнастику для глаз или элементы массажа (трем глаза, брови, кисти рук, спину).

Физкультминутки и физкультурные паузы, как и любые другие формы физического воспитания, проводятся по определенной схеме, в основе которой лежит принцип постепенного возрастания физической нагрузки и чередования работы отдельных мышечных групп. Комплексы состоят из простых упражнений для крупных групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение. Дозировка выполнения каждого упражнения — от 4 до 8 раз. Темп выполнения — средний.
Начинать комплекс лучше с упражнений на потягивание, а заканчивать следует успокаивающими или упражнениями на укрепление правильной осанки, концентрацию внимания. Упражнения, входящие в комплекс, по своей структуре должны отличаться от привычного положения тела и движений, выполняемых на занятии.

Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно­имитационного характера — как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т.д.

Физические упражнения, игры, которые используются в физкультминутках, должны быть детям хорошо знакомы.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т.д.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.
Основные формы проведения физкультминуток.

В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3—4 упражнения для разных груш: мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом  на месте или ходьбой.

В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.

В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.

В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма негромкие, иногда плавные.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

  • текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки.
  •  преимущество отдается стихам с четким ритмом;
  • содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование  различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток

  • Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я 15-я: мин занятия — в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала)
  • Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
  • Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
  • Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
  • Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
  • Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
  • Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2—4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.

Все малые формы активного отдыха объединяет одна цель — восстановить работоспособность, внимание, снять умственное и мышечное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный уровень дошкольников — то есть в короткие сроки обеспечить срочный активный отдых детей.