Разработка сценария квеста по литературному чтению, географии и окружающему миру для учащихся 2-х классов УМК по литературному чтению «Планета Знаний». Тема: «География в литературе»

Разделы: География, Начальная школа, Внеклассная работа


В рамках декады предметов естественно-научного цикла был разработан и проведён квест «География в литературе» учащимися 7-х классов для второклассников.

Любое событие, мероприятие или праздник будут незабываемыми, если провести их в нестандартной форме. В нашем случае была выбрана форма кругосветного путешествия или как сейчас модно называть – КВЕСТ.

Этот квест - урок способствует формированию у учеников информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывает самоуважение и эмоционально-положительное отношение ученика к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагает максимальную самостоятельность детского творчества.

В этом возрасте детям нравятся игры, увлекательные путешествия, загадки, тайны, приключения и расследования.

Квест состоит из последовательной системы заданий, включающих различные области знаний, которые помогают учащимся вторых классов получить начальное представление о новой для них науке, географии. Представленные для выполнения  задания помогут расширить страноведческий кругозор обучающихся, вспомнить и закрепить полученные знания на уроках литературного чтения, окружающего мира, а также применить их на практике.

В заданиях нашего путешествия нет шаблонов и подсказок, каждый задание уникально и учит детей думать,  анализировать и решать проблемы. Материал подойдет как для внеклассной деятельности, так и для уроков. Задания доступны для учащихся разного уровня подготовленности.

Цели для второклассников: систематизация и закрепление знаний, полученных на уроках литературного чтения, окружающего мира, знакомство с наукой география.

Задачи для второклассников:

  • Расширение кругозора;
  • Повышение познавательного интереса к предметам;
  • Развивать речь учащихся, логическое мышление;
  • Формирование коммуникативных умений: работать в группах, слушать друг друга;
  • Развивать умение находить ответы, на поставленные вопросы;
  • Формирование целостных знаний и восприятия мира;
  • Умение применять полученные знания на практике;
  • Повышение интереса учеников к предметам литературное чтение и географии;
  • Расширение и углубление знаний и умений учащихся по предметам литературное чтение и географии;
  • Воспитание уважения к истории Отечества и чувства патриотизма.

Цели для учащихся 7-х классов: подготовить и провести квест для учащихся 2-х классов.

Задачи для учащихся 7-х классов:

  1. Осознать и преодолеть трудности, мешающие быстрому нахождению решений проблемных ситуаций;
  2. Развить навыки командного взаимодействия;
  3. Научиться способам игры;
  4. Разработать задания и правила игры в команде;
  5. Разработать критерии оценивания этапов игры;
  6. Научиться рефлексии по результатам своей деятельности.
  7. Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений младших товарищей в нестандартных игровых ситуациях.
  8. Воспитание уважения к истории Отечества и чувства патриотизма.

Время реализации учебного занятия: 40–45 минут.

Требуемые ресурсы: ПК, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, оформление станций (Приложение 1). Учителя, сопровождающие деятельность учащихся  для своевременной помощи им и поддержания рабочей атмосферы.

Исполнители: учащиеся 2-х классов и учащиеся 7-х классов.

Самостоятельная деятельность учащихся:

  • 2-е классы - учащиеся формируют команду и распределяют роли;
  • 7-е классы - учащиеся используют различные источники знаний, являются ведущими станций, представляют результат своего труда.

Основные методы работы:

  • эвристическая беседа;
  • дискуссия;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • «мозговой штурм» и др.

Ход занятия

I этап

Участников встречает  семиклассник представляющий русского путешественника Афанасия Никитина. На первом этапе второклассники делятся на команды. Разделиться можно при помощи разноцветных стикеров, и, отправляясь в путешествие, дружно подкрепиться сладким угощением.  После выполнения заданий  на каждой станции участникам вручается фрагмент высказывания о географии. В заключении квеста дети собирают предложение целиком.

 “География - самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней.” А.Казанцева.  Приложение 2.
А. Вступительное слово.

- Я, Афанасий Никитин, русский купец из Твери первым из европейцев побывал в Индии. Пробыл в ней 3 года и посетил многие её города. По моим дневникам была написана книга «Хождение за три моря».

Первый конкурс «Капитанов»

Капитаны команд должны собрать рюкзак для похода, выбрав из предложенных предметов необходимые. (Компас, планшет, блокнот, карандаш, веревка, бутылочка с водой, яблоко, шоколад, зеркало, лак для ногтей, коробок спичек, мыло, книга,  игрушка, фарфоровая тарелка, очки и т. д.)
После конкурса командам выдаются маршрутные листы с указанием станций.

Станция «География в пословицах»

Команде выдаются части пословиц на разноцветных полосках (части одной пословицы написаны на полосках одного цвета). Фоновая заливка выбирается в соответствии с цветами, используемыми в физических картах. Одним из заданий будет повторение цветов карты. Приложение 3.

Гора, на которую взбирался,

кажется выше других.

Родина-мать,

чужбина - мачеха.

Погода меняется за час,

люди - за поколение.

В гору семеро тащат,

а с горы и один столкнет.

За молнией следует гром,

за громом - дождь.

У дерева есть корень,

у реки - исток.

Станция «География в сказках»

Состоит из двух частей. В первой части дети по отрывку из сказки отгадывают страну, в которой она была написана. Произведения взяты из программы литературного чтения 2 класс, УМК «Планета знаний». Приложение 4.

1 часть

Задания.

1 карточка. Ответ (Англия. А.С.Пушкин. Кот. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

I. Дом, который построил Джек. С.Я.Маршак

Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

II. В отрывке известной поэмы великого русского писателя рассказывается о деревe, которое украшено дорогостоящим украшением. Оно находится под охраной умного домашнего животного.

2 карточка. Ответы. (Шотландская народная песня. К.И.Чуковский. «Доктор Айболит». Африка.)

I. И.П.Токмакова Спляшем!

У Пэгги жил весёлый гусь,
Он знал все песни наизусть!
Ах, до чего ж весёлый гусь!
Спляшем, Пэгги, спляшем!

II. Это хорошо знакомое нам с детства произведение, в котором рассказывается об удивительном путешествии популярного героя в далёкие экзотические страны с целью оказания помощи охраняемым и редким животным.

3 карточка. Ответы. (Чехия. К.И.Чуковский «Тараканище»)

I. С.Я.Маршак Сенокос.

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу …
А комар кидает.

II. В каком произведении детскому писателю удалось разместить различных животных на автомобильном, железнодорожном транспорте и даже на воздушном шаре и метле?

4 карточка. Ответы. (Россия. Бременские музыканты. Германия. Бремен)

Хаврошечка.

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает.

Угадайте произведение и название немецкого города, которые стали известны благодаря четырём уличным музыкантам: ослу, коту, псу и петуху.

5 карточка. Ответы. (Индия. Илья Муромец)

Золотая рыба.

На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу варила или на углях пекла, тем только они и сыты были. Не поймает старик ничего, так и вовсе голодают.

Отгадайте самого известного героя и богатыря русских былин, который прославил город Муром.

6 карточка. Ответы. (Иран. Книга джунглей.)

Счастливый мальчик.

Много-много лет тому назад жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу. А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:

Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы.

Назовите произведение одного английского автора о мальчике, воспитанном волками и живущем в индийских джунглях среди зверей.

2 часть

Во второй части детям рассказывают о традициях встречи Нового года той страны, которую они отгадали. Приложение 5.

Станция «География в ребусах и загадках».

Проводится в форме игры «Цветик-семицветик». Задания в конвертах раскладываются в форме цветка. Приложение 6.

Станция «География в картах».

На шести конвертах зашифрованы названия материков. В конвертах карты материков, разрезанные в произвольном порядке. Участники команд сначала отгадывают название материка, а затем собирают его. Приложение 7, Приложение 8.

Заключительный этап

На заключительном этапе команды встречаются в одном помещении и составляют фразу о Географии из частей, полученных на разных этапах квеста.

“География - самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней”.

Можно подарить детям небольшие сувениры или выдать Сертификаты об успешном прохождении квеста. Сувениры подбираются на усмотрение учителя (компасы, географические атласы, книги и т.д.).

Использованная литература.

  1. Э. Кац «Литературное чтение» 2 класс, УМК «Планета знаний».
  2. Е.М. Домогацких «Введение в географию» 5 класс, «Русское слово».
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Атлас мира.