Зачем нужны автомобили? Урок окружающего мира по программе "Школа России". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (84,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: ОНЗ.

Цели урока:

  • Образовательные: дать представление об автомобилях, их истории создания, назначении, устройстве, видах и разнообразии.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
  • Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей; расширять представления детей о легендарных машинах-памятниках времен ВОВ, воспитывать уважение к героям ВОВ и их подвигам.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал: группа 1. История создания автомобилей. Текст.
  • Группа 2: Строение автомобиля с доп. вопросами.
  • Группа 3: Вопросы и задания.
  • раздаточный материал для самостоятельной работы: виды автотранспорта – таблица, карточки с картинками и со словами;
  • раздаточный материал: сигналы светофора каждому;

Место урока в образовательном процессе

Урок по теме «Зачем нужны автомобили?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня  нам на уроке предстоит сделать много открытий. Открытие нового всегда доставляет радость. Хотите ли вы испытать радость от нового открытия?

Тогда я предлагаю вам отгадать загадку. Послушайте ее и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке:

Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.
Из под них клубится пыль.
Что это?… (Автомобиль)!

Презентация.

(Номера слайдов презентации будут обозначены по мере их появления в работе на уроке. Файлы, вложенные в презентацию в виде музыки и фильмов, будут отмечены в отдельных приложениях)

Слайд 1: Появляется автомобиль.

3. Постановка темы и задач урока.

Итак, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Посмотрите, на какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

Слайд 1: Зачем нужны автомобили?

Как бы вы сами ответили на этот вопрос?

Версий много.

Чтобы подробнее ответить на этот вопрос, я предлагаю составить план работы.

Давайте подумаем, какие задачи нужно решить, чтобы ответить на главный вопрос урока.

В процессе обсуждения на экране появляется план.

Слайд 2.

План:

  1. Что такое автомобиль? История создания автомобилей.
  2. Как устроен современный автомобиль?
  3. Какие виды транспорта существуют? Каково предназначение каждого вида транспорта?

Я предлагаю вам сегодня поработать в группах и самим решить поставленные задачи. А в конце урока мы снова вернемся к главному вопросу: зачем нужны автомобили? И постараемся подвести итог.

4. Реализация плана. Групповая работа.

Слайд 3. На слайде звучит музыка вальса из к/ф «Берегись автомобиля».

Приложение 1. Музыка вальса из к/ф «Берегись автомобиля».

1 группа поработает над историей создания автомобилей: изучит материал на листочках и расскажет нам, что такое автомобиль и какова история создания автомобилей.

Координаторы групп распределяют материал на количество участников группы, каждый готовит свою часть материала, затем все вместе выступают у доски.

2 группа изучает С. 60 учебника и готовится рассказать об устройстве автомобилей.

Участники группы изучают устройство автомобиля, затем координаторы договариваются о том, кто будет рассказывать, кто показывать, а кто дополнять материал.

3 группа отвечает на вопрос из учебника С.60, рассматривает иллюстрации (виды автомобилей), выполняет задания на листочках. Координаторы групп распределяют роли: кто будет читать вопросы, отвечать на них, дополнять примерами.
Работа в группах 5 мин.

5. Защита проектов.

Приложение 2. Задание для группы 1.

1 группа:

Выступление детей:

Что такое автомобиль?

Слайд 4. Автомобиль - транспортное  средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям.

В переводе с греческого слово «автомобиль» означает «самодвижущийся».

Первые автомобили появились более ста лет назад.

Как придумали автомобиль?

Сначала человек носил груз на себе.

Если груз был очень тяжёлым, его перекатывали на брёвнах. Слайд 5

Когда у человека в  хозяйстве появилась лошадь, то грузы стала перетаскивать она.

И вот человек придумал колесо. Слайд 6.

Первые колёса были из дерева, они были очень тяжёлыми и громоздкими. Слайд 7.

Первое колесо придумали в Японии, там изобрели и первую повозку для него.

Потом в повозку запрягли лошадь. Слайд 8.

Первая самоходная тележка была игрушкой и передвигалась с помощью пара.

И вот, наконец, человек сделал автомобиль. Слайд 9.

Первые автомобили были очень похожи на кареты. Самый  первый автомобиль вместо бензина заправлялся  «дровами».  Водителя называли шофёром,  что  в  переводе с французского означает «кочегар».

Только много лет спустя, он стал похожим на те автомобили, которые мы привыкли видеть на дорогах нашего города.

- В доказательство слов наших ребят я хочу вам показать небольшой мультфильм из истории создания автомобилей.

Слайд 10. М/Ф «История автомобилей».

Приложение 3. М/Ф «История автомобилей».

2 группа:

Рассказывает о строении автомобиля. Слайд 11.

Рисунок 1

Если знаешь, покажи ещё, где находятся зеркала бокового вида, передний бампер, задний бампер, лобовое стекло, боковые стекла, заднее стекло, запасное колесо.

6. Физминутка. Игра «Сетофор»

Слайд 12. Отрывок песенки «Светофор».

Приложение 4. М/Ф Отрывок песенки «Светофор».

Как вы поняли, какой прибор позволяет регулировать движение на перекрестках?

Что означают его цвета?

Слайд 13. Игра «Светофор».

Рисунок 2

Светофор для учителя.

Я буду светофор, а вы – машины.

Если я покажу красный сигнал, вы показываете руками крестик (ехать нельзя), если желтый – вы поднимаете руки вверх (приготовься), если зеленый – круговые вращения руками и ходьба ногами (поехали).

7. Защита проекта 3 группы

Приложение 5. Задание для 3 группы.

Итак, мы переходим к 3 пункту плана.

Слайд 14. Виды автотранспорта.

Ответьте на вопросы: назовите одним словом.

Слайды 15-17. Отрываются поочередно: грузовой, пассажирский, специального назначения.

Дети зачитывают вопросы на листочке и отвечают на них:

  • Как называют автомобили для транспортировки грузов? (грузовой)
  • Как называют транспорт для перевозки пассажиров? (пассажирский)
  • Как называют транспорт для оказания экстренной помощи человеку? (специальный)

Приведите примеры каждого вида транспорта. (Участники других групп также могут дополнять этот вопрос)

- Про третий вид транспорта хотелось бы поговорить отдельно.

Слайд 18. Транспорт специального назначения.

Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.

Слайд 18. Запомните телефоны для вызова пожарных и спасателей: 101.

Слайд 19.Для вызова полиции: 102

Слайд 20. Для вызова скорой помощи: 103.

Слайд 21. Для вызова службы газа: 104.

Слайд 22. Но есть общий телефон для вызова экстренных оперативных служб: 112.

Запомнить его очень просто: у вас 1 рот, 1 нос и 2 глаза: 112.

8. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.

А теперь пришло время вам поработать самостоятельно. Я предлагаю вам поработать парами. Каждая пара получает конверт с заданием: распределить виды транспорта по группам. На выполнение работы вам дается 3 минуты. Затем мы проверим, как вы справились с заданием.

Для самостоятельной работы в парах используются раздаточный материал «Виды автотранспорта» и разрезная таблица «Виды транспорта».

Слайды 23-26. Полная таблица открывается постепенно.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

(Примечание: в рисунке 4 все машины представлены в картинках, что гораздо удобнее и интереснее для работы детей. Картинки разрезаются и дети выкладывают их в соответствии с заголовком таблицы)

ГРУЗОВИК

АВТОБУС

ПОЖАРНАЯ МАШИНА

ФУРГОН

ТРОЛЛЕЙБУС

МАШИНА МЧС

ТЯГАЧ

ТРАМВАЙ

ПОЛИЦИЯ

САМОСВАЛ

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

ЦИСЦЕРНА

ТАКСИ

СЛУЖБА ГАЗА

Поднимите руки, у кого не было ошибок? (после каждого пункта спрашивается)

У кого были? Исправьте.

9. Информация о легендарных  машинах-памятниках времен ВОВ.

Ребята, я хочу выделить еще один транспорт специального назначения. А связан он с тем событием, которое мы отмечаем в ближайшее время. Какой праздник нам предстоит отметить? (9 мая).

  • Знаете ли вы, что это за день?
  • Какой транспорт использовался в дни войны?
  • Какой военный транспорт вы знаете?

В различных городах нашей страны существуют памятники военным машинам.

Слайд 27. Полуторка.

А знаете ли вы, какую машину в годы ВОВ называли «Героиней фронтовых дорог»? Это легендарный ГАЗ-ММ, или «полуторка». «Машина-солдат», так ее метко назвали, обеспечивала жизнь блокадного города Ленинграда, доставляя с «большой земли» по ледовой «Дороге жизни» топливо и продовольствие, и вывозила детей, стариков и раненых в советский тыл. А еще зимой 1941-42 года в блокадном городе появилась легенда, что однажды водитель заглохшей на льду Ладожского озера «полуторки» отогревал ее двигатель разорванным ватником, смоченном в бензине, и намотанным на руки, а после уходил от обстрела, не успев скинуть горящие тряпки с рук. Так и приехал в город, с обожженными до костей руками. И каждый, получавший блокадную пайку в 125 грамм хлеба верил, что в этом кусочке жизни есть толика муки, привезенной безымянным героем по дороге жизни на перегруженной сверх всех норм «полуторке». Как видим, скромная труженица «Дороги жизни» в тяжелые дни блокады играла огромную роль и по праву считается символом победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Расположен памятник «Полуторке» в городе Всеволожске, на 10 километре Дороги жизни. Проходящие мимо машины чествуют памятник войнам-водителям звуковым сигналом.

Слайд 28. Танк Т-34.

В городе Вязьме – городе воинской славы, стоит на постаменте памятник-танк Т-34. Его установили здесь не случайно. Ведь именно здесь разворачивались жесточайшие бои, которые унесли жизнь многих солдат. И хоть именно эта боевая машина, которую установили на постамент, не принимала участие в войне, однако его «побратимы» сыграли немаловажную роль в военное время, помогая добиться долгожданной Победы. Танки Т-34 были самыми известными боевыми машинами советского времени и являются символами Великой отечественной. 

Эти танки по праву называют «Танками-победителями», поскольку они в 1945 г. доехали до Берлина и впоследствии участвовали в параде Победы. Также памятники танку Т-34 установлены в Москве, Чехове, Твери, Кирове, Воронеже и других городах.

10. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, давайте вернемся к началу урока. На какой главный вопрос урока мы отвечали?

Слайд 29. Зачем нужны автомобили?

  1. Что нового вы для себя узнали?
  2. Что такое автомобиль?
  3. Что вы узнали из истории автомобилей?
  4. Какие виды автомобилей запомнили?
  5. Для чего нужны автомобили?

11. Рефлексия. Сигнальные карточки: сигналы светофора.

Рисунок 5.

Слайд 30.

Оцените свою работу на уроке. Тот, кто активно работал, понял тему и не испытывает затруднений в ответе на главный вопрос урока, поднимите зеленый сигнал светофора.

Тот, кто работал не очень активно, у кого еще остались некоторые вопросы по теме, поднимите желтый сигнал светофора.

Тот,  кто еще испытывает затруднения в теме,  кто считает, что ему еще раз нужно обратиться к этой теме, поднимите красный сигнал светофора.

Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах и в парах.

Слайд 31. Спасибо за урок!