Особенности мультимедийного пособия как средства обучения игре на саксофоне в ДМШ

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Использование новых мультимедийных технологий при обучении игре на саксофоне младших школьников по традиционным методикам, делает процесс обучения ярче, интереснее и увлекательнее для ребенка, что способствует развитию интереса у обучаемого не только к саксофону, но и вообще к современной музыкальной культуре.

Наиболее известными и доступными для работы с детьми традиционными методиками обучения игре на саксофоне младших школьников являются методические работы А.Б. Ривчуна, М.К. Шапошниковой, Д.А. Браславского и В.Д. Иванова. Много поколений учащихся музыкальных школ воспитывалось на основе методических принципов этих знаменитых отечественных музыкантов и исследователей в области духового исполнительского искусства.

Основываясь на работах этих профессиональных музыкантов, мультимедийное пособие должно включать в себя все аспекты, необходимые для начального этапа обучения на саксофоне.

Пособие должно содержать достаточно полные сведения о самом инструменте. Во-первых, ученик должен быть осведомлен об истории создания саксофона, о строении инструмента. Эти разделы пособия должны быть наглядными, полными и интересными для ребенка младшего школьного возраста: это использование четких и не перегруженных лишней информацией фотографий, интересных видеоматериалов.

Достаточно большая в настоящее время востребованность во всем музыкальном мире саксофона делает эту задачу легко выполнимой и интересной самому педагогу.

Во-вторых, с самого начала обучения ученик должен знать, что саксофон транспонирующий инструмент, чтобы в дальнейшем избежать каких-либо недоразумений. Исполняемые им ноты не соответствуют нотации этих нот. Саксофоны делятся по строю и транспонированию на две группы: альт и баритон in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и сопрано и тенор in B (при исполнении ноты до прозвучит од-бемоль). Необходимо отметить, что наиболее удобно начинать заниматься на начальном этапе на альт-саксофоне, поэтому в методическом пособии он берется за основной вид семейства. Конечно же, обучению строя саксофона должно быть уделено большое внимание в пособии.
Существует большое количество особых разновидностей саксофонов. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов выпускают такие редкие виды саксофонов как бас, контрабас, субконтрабас, саксофон- пикколо и др. Подобные виды саксофонов существуют в крайне ограниченном количестве и используются крайне редко. Поэтому ученику будет интересно увидеть и услышать игру на таких редких инструментах. Такие видеоматериалы можно включить в методическое пособие для просмотра в перерывах на занятиях: это снимет эмоциональную и физическую усталость маленького ученика.

Адольф Сакс сконструировал четырнадцать разновидностей саксофонов. В основном используются четыре из них, и пособие должно не просто рассказать о них, а показать внешние различия, их возможности, применение в музыке, продемонстрировать разницу в звучании (для этого необходимо включить в пособие аудио материалы).

Огромное значение в формировании эстетических вкусов и развитии музыкальной эрудиции учащихся играет прослушивание записей и просмотр видео-записей выдающихся исполнителей-саксофонистов с дальнейшим обсуждением увиденного и услышанного. Поэтому пособие должно содержать раздел о наиболее известных мировых и отечественных музыкантах-саксофонистах.

Основной задачей мультимедийного пособия является передача ученику теоретических знаний о самом инструменте и технике игры на саксофоне, поэтому мультимедийное пособие должно содержать следующие обязательные разделы:

  1. рациональная постановка (общая, исполнительского дыхания, амбушюра/ артикуляционная, аппликатурная);
  2. техника дыхания;
  3. формирование амбушюра;
  4. атака звука;
  5. основные штрихи и особенности их исполнения;
  6. техника пальцев (беглость пальцев);
  7. интонация, развитие музыкального слуха;
  8. самоорганизация индивидуальных занятий;
  9. выбор тростей и аксессуаров для саксофона/ уход за инструментом.

Чтобы с самого начала обучения ученик начал приобретать правильную технику игры на саксофоне, педагог должен внушить, что правильная постановка залог последующего обучения на инструменте. На начальном этапе обучения важно всегда следить за постановкой ученика во время занятий.

Постановка - совокупность правил рационального положения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта (положение корпуса, ног, рук, пальцев, губ). Рациональная постановка помогает исполнителю при наименьших затратах сил и времени добиться качественных результатов игры, избежать излишних, дополнительных мышечных напряжений. Задачи правильной постановки - способствовать эффективной, дисциплинированной организации занятий на инструменте, при которой выбор приемов, методов и темпа работы должен производиться с учетом уровня и продолжительности подготовки музыканта, а так же его индивидуальных особенностей.
Очень хорошие и полезные начальные упражнения по рациональной постановке, постановке отдельно каждой руки (левой и правой) и развитию пальцев обеих рук разработала гениальный педагог Шапошникова М.К. Учитывая ее огромный педагогический опыт и авторитет музыканта, эти упражнения должны быть обязательно в пособии.

Заниматься на саксофоне нужно стоя, используя для расположения пюпитр, который может настраивать длину под рост ребенка. Лучше включить в пособие фотографии с правильной постановкой и варианты неправильных постановок для наглядного сравнения. Первое время необходимо заниматься перед зеркалом, чтобы следить за постановкой.

Во время занятий нужно обращать внимание ученика на ровность осанки: саксофон довольно тяжелый инструмент, не всякий ребенок длительное время может выдержать его весовое давление на мышцы и связочный аппарат, задействованные при игре. В случае несоблюдения этих условий ученик может быстро почувствовать усталость, возможно нарушение осанки позвоночника, шеи, плеч, рук, ухудшается дыхание. Во избежании мышечного перенапряжения, необходимо делать небольшие перерывы в занятиях по 3-5 минут. В.Д. Иванов считает, что продолжительность занятий в первые два месяца обучения не должна превышать 40-50 минут. Это врем стоит разбить пополам, а после каждого блока можно делать перерывы. Нагрузка занятий должна возрастать постепенно: в первый два месяца занятий урок может длится 30-40 минут, в последующие месяцы нагрузка может быть увеличена до полутора часов. Порядок, интенсивность и объем изучения музыкального материала определяет педагог.

Рациональная постановка включает в себя следующие обязательные основы:

  • общая постановка - правильное положение ног, корпуса, головы, рук, пальцев;
  • постановка амбушюра - правильное расположение мундштука на губах, верхней и нижней челюстей;
  • постановка исполнительского дыхания - способы произвольного управления потока дыхания и правила правильного вдоха и выдоха в процессе игры;
  • артикуляционная постановка - правильное положение языка при атаке звука и игре различных штрихов;
  • аппликатурная постановка - расположение пальцев рук на инструменте, организация точных действий при игре.

В составе мультимедийного пособия должен быть комплекс упражнений на постановку исполнительского аппарата/постановка амбушюра. Если неправильная постановка войдёт в систему, то будет очень сложно ее поменять и это будет приносить неудобства. Работа над постановкой кистей рук во избежание избыточного мышечного напряжения должна контролироваться педагогом и корректироваться. Иначе ученик просто заиграет руку, что приводит к неприятным ощущениям и, возможно даже, долгому восстановлению. Так же должны учитываться индивидуальные особенности учащихся, это важно для успешного освоения инструмента.

Так как начинающий ученик, младший школьник, еще не знает нот, то методическое пособие должно помочь ему освоить нотную грамоту: мультимедийное пособие должно подробно и доступно показать и объяснить строй инструмента и постановку пальцев рук на саксофоне.
В.Д. Иванов советует постепенно разучивать аппликатуру нот, примерно по три-четыре ноты за урок, от простых нот к более сложным. Для каждой ноты В.Д. Иванов сочинил специальные этюды. В процессе игры они закрепляют освоенные знания по аппликатуре. К тому же ученик на анализе этюдов учится понимать гармонический язык. Поэтому пособие должно содержать цикл практических уроков освоения саксофона - от простого к более сложному материалу освоения.

Работа над технической оснащённостью (штрихи, беглость пальцев) ученика ведётся при помощи самых различных упражнений. Но сначала нужно ознакомить ученика с основными видами штрихов и особенностями их исполнения.

При помощи этюдов развивается беглость пальцев. Так же техника формируется при помощи исполнения гамм, арпеджио. Гаммы нужно разбирать с наименьшего количества знаков при ключе, обучение должно проходить от простого к сложному. Каждая освоенная гамма подкрепляется этюдами. Все эти принципы должны соблюдаться при разработке мультимедийного пособия для младших школьников.
На начальном этапе репертуар должен подбираться особенно внимательно и скурпулезно:  произведения для работы над звуком
и интонацией должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

Произведения следует подбирать разными по характеру. Это способствует разностороннему развитию ребёнка не только как музыканта, но и как личности вообще. Необходимо добиваться того, чтобы ученик не просто играл ноты с листа, а воспроизводил все нюансы и средства выразительности, чтобы всегда следил за плотностью и окраской звука, точностью интонации.

По мере продолжительности обучения необходимо усложнять репертуар. Ученик должен разбирать уже более сложные этюды, а в гаммах должно быть больше знаков при ключе. Для успевающих способных учеников можно начинать освоение навыков ансамблевой игры.
Учитывая возраст обучаемых, перегружать пособие нотами не стоит, в пособии должно быть много видео- и аудиоматериалов, однако необходимо уделять достаточное внимание чтению с листа. Нужно подчеркнуть, что навык чтения с листа принципиально важен для ученика. В дальнейшем это поможет ученику при игре в ансамблях или оркестрах. Материал должен быть немного сложнее возможностей ученика, это развивает его профессионализм. Преподаватель должен следить за правильным звучанием пассажей и других ритмических групп на инструменте. Развивается умение играть не глядя на руки, т.к. воспроизведение аппликатуры должно быть уже к этому времени доведено до автоматизма.

Пособие должно раскрыть ученику возможности саксофона (звук-тембр, окраска) и его выразительное значение в музыке. При помощи длинных нот достигается тембровая красочность и ровность тембра по всему диапазону. У ученика должен формироваться свой тембровый окрас, индивидуальный стиль исполнения. Средства музыкальной выразительности, динамические оттенки. Развитие музыкального слуха - одно из основных условий воспитания музыканта.

При организации процесса обучения преподаватель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика. Ученик должен понимать смысл требований педагога и сознательно осваивать музыкальный материал. Со временем он должен быть приучен самостоятельно работать над музыкальными произведениями.

От стремления совершенствовать свою игру, от того, насколько музыкант доволен результатами своей игры и, конечно же, от любви к волшебному инструменту саксофону, зависит результат занятий на инструменте, успешность освоения разнообразных навыков игры на саксофоне, и, что немаловажно, приобретения индивидуальных технических качеств. Для этого занятия должны быть правильно и целенаправленно организованы. Для достижения намеченной цели начинающему музыканту необходимо проявить огромное трудолюбие, стремление к творчеству, желание уделять занятиям много времени. И в этом на начальном этапе обучения неоценима роль педагога, который сможет интересно организовать занятия. Этому могут поспособствовать и современные технические возможности.

Педагогу необходимо обратить внимание на оборудование класса, в котором проходят занятия по обучению игре на саксофоне: это необходимая техническая оснащенность и наглядные пособия. Например, это стенды или плакаты со схемой аппликатуры инструмента, обозначений и способов исполнения штрихов, обозначения темпов (с переводом их на русский язык) и многое другое, то, что постоянно необходимо иметь перед глазами ученику, а в какой-то конкретный момент обучения это невозможно посмотреть в мультимедийном пособии.
Мультимедийное пособие - это основное в технической оснащенности класса. Дополнительно в классе нужна аудио и видео аппаратура: для прослушивания музыки, для записи всего урока или какой-то важной его части. Ведь совместный просмотр этих записей поможет педагогу наглядно указать ученику на его ошибки, проанализировать их и научить не делать их в дальнейшем, а также для закрепления правильно исполненных моментов акцентировать на них внимание ученика.

Техническая оснащенность самого ученика - это наличие инструмента, аксессуары для ухода за инструментом. В пособии необходимо иметь раздел о правилах ухода за инструментом, о разновидностях и возможностях выбора аксессуаров к нему.

У младших школьников преобладает мотив общения с преподавателем, а на втором месте - игровой. Большинство младших школьников посещают школу, желая получить те знания, умения и навыки, которые предлагают им преподаватели, поэтому будет полезнее в пособии представлять фото и видео исполнения самого педагога.

Основа образовательного процесса в детской музыкальной школе - индивидуальное обучение в классе по специальности, которое позволяет выявить и развить лучшие задатки учеников. Индивидуализация методов обучения требует сегодня от преподавателя более фундаментальных знаний в области педагогики и психологии, анатомии и физиологии, культурологи и эстетики, новых музыкальных технологий и тенденций музыкального образования. Индивидуальное обучение осуществляется на базе «индивидуального плана учащегося», в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в школе.

«Индивидуальный план учащегося» - это больше, чем список произведений, намеченных к изучению, это педагогический «диагноз» и «прогноз». Планирование и индивидуальный подход к ученику неразрывно связаны, так как индивидуальный план начинается с характеристики ученика. Особенности ученика обосновывают остальные разделы индивидуального учебного плана: задачи на ближайший период, методы воздействия, репертуар. Мультимедийное пособие должно быть гибким в этом плане и при необходимости без труда должно подвергаться корректировке.

При разработке пособия необходимо следовать еще нескольким общим принципам.

  1. Оптимальный объем. Большой объем пособия вызывает страх у ученика, он быстро утомляется и отвлекается, его внимание притупляется.
    Поэтому педагог должен отнестись к отбору материала скурпулезно, включать только те материалы, которые сопровождаются пояснением педагога и вызывают интерес у маленького ученика.
  2. Доступность. Необходимо учитывать не только возраст ученика, но и уровень его подготовки, до маленького музыканта должен доходить смысл каждого слова учебного пособия. Поэтому представлять материал педагог должен с учетом имеющихся знаний, опыта ученика и использованием образных сравнений.
  3. Разнообразие. Разные дети в силу своих индивидуальных и возрастных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто-то лучше воспринимает фотографии, кто-то рисунки, кто-то анимацию и т.п., поэтому предложенный учебный материал должен быть представлен как можно более разнообразными формами.
  4. Особенности восприятия информации с экрана. Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения - производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, при чтении текста с экрана компьютера мозг человека работает в замедленном режиме. Глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее, если информация представлена в виде рисунков, фотографий и т.п.
    Поэтому в учебном пособии для школьников текст должен быть сведен к минимуму, стараться больше представлять материал фрагментами фильмов, видео-материалами, рисунками, фотографиями, анимацией.
    Абстрактные понятия и положения до сознания детей доходят легче, если они подкрепляются конкретными образами, примерами, фактами, и для их раскрытия необходимо использовать различные виды наглядности.
    Очень важным является соотношение количества различных элементов пособия и их последовательность. Необходимо чередование статичных изображений, видеофрагментов и анимаций. Но к простому последовательному чередованию дети привыкают, их внимание рассеивается. Поэтому анимация также должна иметь разные, иногда неожиданные формы представления материала.
  5. Занимательность. Включение (без ущерба содержанию) в пособие смешных фото, мультипликационных героев, а также, включение в пособие известных музыкальных тем, присутствующих в быту ребенка, исполненных на саксофоне. Это способствует усвоению материала и более прочному запоминанию «скучных» терминов и понятий, ведь такое занятие становится более живым и дает ученику положительный настрой в учении.
  6. Красота и эстетичность. Выдержанность стиля, музыкальное содержание, цветовые сочетания играют немаловажную роль. Ведь инструментом наглядного обучения являются конкретные образы, а не отвлеченные слова и понятия.

Таким образом, в данном докладе сформулированы, проанализированы и обоснованы основные требования к содержанию мультимедийного пособия и организации обучения игре на саксофоне младших школьников.