Тема занятия "Посуда"

Разделы: Логопедия


Цель: активизация речемыслительной деятельности детей по теме «Посуда».

Задачи:

  • обобщить у детей знания о посуде;
  • расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме;
  • совершенствовать грамматическую сторону речи (подбор определений, образование порядковых числительных).
  • развивать умение вести диалог;
  • учить составлять описательный рассказ по мнемотаблице;
  • развивать мышление, внимание, память;
  • совершенствовать навык анализа и синтеза предложений;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности.

Оборудование: Компьютерная презентация по теме «Посуда», настоящая посуда, раздаточный материал в виде карточек для анализа и синтеза предложений, карточки «картинки» по теме.

Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского, «Федорино горе», разучивание игры на координацию речи с движением о посуде, подготовка презентации.

Ход занятия

Логопед. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? 

Дети. Это бабушка.

Логопед. Да, это бабушка Федора. 

Федора. У меня случилась беда. От меня ушла вся посуда. Мне нужна ваша помощь, ребята, помогите её вернуть обратно домой. 

Логопед. Попытаемся помочь Федоре? 

Дети. Да.

Логопед. Давайте посмотрим на жилище Федоры.

Логопед. Что мы видим в комнате? 

Дети. Пыль, грязный пол, разбросанные вещи. 

Логопед. Что мы видим на кухне? 

Дети. Повсюду грязная посуда, паутина.

Логопед. Ребята, вы догадались, почему от Федор убежала вся посуда?

Дети. Да. 

Федора плохо за ней ухаживала: не мыла её, не чистила, разбрасывала по всюду, не ставила на место.

Логопед. Ребята, как вы думаете, что нужно посоветовать Федоре, что бы посуда вернулась к ней?

Дети.

- Федора, нужно помыть пол.

- Федора, нужно вытереть пыль.

- Федора, нужно разложить разбросанные вещи. 

- Федора, нужно попросить посуду вернуться, и больше не оставляй её грязной.

Федора. Я всё поняла, ребята. Побегу домой наводить порядок, пока посуда недалеко ушла, спасибо за советы.

Логопед. Дети давайте посмотрим на заколдованную картинку. Что вы здесь видите?

Дети. Я вижу кастрюлю, (чайник, блюдце, чашку).

Логопед. Давайте обведём по точкам предмет у которого есть дно, крышка, две ручки любым карандашом.

(Логопед уточняет у каждого ребёнка что он обводит и каким карандашом).

Логопед. Давайте назовём предметы посуды с помощью рук (на гласный звук дети одновременно пальцами и кистями рук показывают положение губ, нижней челюсти и зыка)

Чайник. Вилка. Кастрюля. Кувшин. Стакан. Тарелка. (Дети называют названия посуды, одновременно показывая гласные звуки руками)

Координация речи с движением, игра «Машина каша».

Маша каши наварила (Идём по кругу)
Маша кашей всех кормила. (руки вперёд, в круг ) 
Положила Маша кашу (ладошки вместе)
Кошке — в чашку, (правой рукой переворачиваем ладонь) 
Жучке — в плошку (левой рукой переворачиваем ладонь )
А коту — в большую ложку, (поклон, разводим руки)
В миску курицам, цыплятам (двигаемся по полу, ладошки вместе)
И в корытце поросятам (по полу разводим руки в стороны ) 
Всю посуду заняла, (выпрямились, разводим руки в стороны)
Все до крошки раздала. (дуем на ладошки)

Логопед. Ребята, расскажите, какого цвета, какой формы, из каких частей состоит посуда, из чего она сделана, для чего её применяют.

Логопед. Прошагайте слова-названия посуды по слогам, делая шаги вперёд.

Ответ. В слове чайник два слога. (По – ло – вник, чаш – ка…)

Логопед. Мы подошли к столу. На столе стоит в ряд посуда. Продолжите за мной:

Первый в ряду стоит стеклянный стакан…

Дети. Вторая - фарфоровая чашка, третий - металлический нож, четвёртая – деревянная ложка, пятая – металлическая кастрюля.

Логопед. Возьмите в руки посуду, поиграем в игру: «Что у меня есть и чего у меня нет»?

Дети. У меня есть фарфоровая чашка.

У меня нет фарфоровой чашки, но есть стеклянный стакан...и т.д.

Логопед. Составьте предложения про эти предметы, посчитайте слова в своём предложении.

Выложите схему своего предложения. «Прочитайте его».

Дети анализируют свои предложения

(Работа за столами)

Логопед. Давайте посмотрим, что сделала Федора что бы вернуть свою посуду.

Презентация (кадры чистой квартиры).

Дети.

  • Федора помыла полы.
  • Федора вытерла пыль.
  • Федора разобрала по местам вещи.

Логопед. Федора попросила вернуться чайник. (Кадр чайника на плите). 

Логопед. Где стоит чайник? (…на плите)

Логопед. Федора попросила вернуться вилки и ложки. Где они лежат? (…в ящике).

Логопед. Федора попросила вернуться тарелки. Где они лежат? (…на полке).

Логопед. Федора попросила вернуться кастрюли. Где они стоят? (…в шкафу.)

Логопед. Наше занятие подходит к концу.

Что мы сегодня делали на занятии? 

Дети. Мы помогали Федоре вернуть посуду.

Мы давали Федоре советы.

Мы играли в игры с посудой: считали её, называли посуду с помощью рук, составляли предложения и выкладывали его схему, составляли рассказ о посуде.

Итог занятия.