Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологии ТРИЗ

Разделы: Общепедагогические технологии


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд №1

Тема моего выступления: «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологии ТРИЗ».

В своей работе с детьми применяю игры технологии ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач) - процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию. Игры ТРИЗ с интересом воспринимаются детьми, вносят оживление в образовательный процесс. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Слайд № 2

Достоинствами использования элементов ТРИЗ является:

  • универсальный инструмент, применяемый во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
  • помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
  • развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
  • помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации,

Слайд №3

На прогулках с детьми используем различные приёмы, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы. Например, обращение к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать приём эмпатия. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь? Также решаем, считаем листики, камушки («Разложи листья разной величины»), сравниваем дома, деревья, рисуем палочками по влажному песку на тему «Весёлая картинка», играем в объёмные геометрические фигуры.

Слайд №4

В зимнее время года дети лепят снежки, считают, составляют в игре задачки, используя снежки в сюжетно-ролевых играх.

Слайд №5

Есть такая игра в ТРИЗ-педагогике «Да-Нет», она имеет множество разновидностей. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию  и т.д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».  

Слайд №6

Игра «Угадай, за какой фигурой?»

Обдумывая вопрос, важно то, что ребёнок действует не по готовой схеме, а сам конструирует свой алгоритм поиска ответа. Играть в неё можно уже с 3 лет. Именно с этого возраста хорошо начинать формировать системное мышление  у ребёнка.

Слайд №7

Игра «Робот»

Ребёнку предлагается попробовать себя в роли робота, который выполняет определённую цель, с помощью команд. Например, перед Роботом ставится задача: надо пройти в дальнюю часть комнаты и сесть на стул. Остальные дети «управляют роботом» с помощью команд, например: «Сделай пять шагов влево от себя!», «Повернись кругом!», Повернись направо и сделай шаг назад!

Слайд №8

По сказке «Теремок» наблюдается развитие памяти, внимания, мышления, наблюдательности, связной речи.

Слайд №9

Путешествие в сказочную математику

Игра «Посчитай-ка» помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей.

Слайд №10

Игры с конструктором «Томик» (по заданию) стимулирует взаимообмен оригинальными идеями.

Слайд №11

«Что делают предметы?» Здесь дети учатся рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения.

Слайд №12

В своей работе с детьми используем схемы-модели, мнемотаблицы, т.е. мнемотехника. Это - Моделирование - Сказки «Колобок».

Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Слайд №13

Моделирование сказки «Теремок»

Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес, мотивирует на активность при составлении различных решений.

Слайд №14

Математические ступеньки, помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Слайд №15

Части суток, режим дня в детском саду.

Слайд №16

Времена года

Части суток, режим дня, эти мнемотаблицы в детском саду - универсальный инструмент, применяемый во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов.

Слайд №17

«На что похоже?» ( игра в школу) - не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить системно.

Слайд №18

Дидактическая игра-головоломка «Танграм»

- учит детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур самые различные силуэты, развивает пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.

- развивает мелкую моторику для подготовки детей к школе,

- воспитывать терпение и усидчивость.

Слайд №19

«Что умеют счётные палочки?»

Широко известные всем счётные палочки оказываются не только счётным материалом. С их помощью можно в доступно пониманию ребёнка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, дети выделяют элементы фигур и дают им количественную характеристику.

Слайд №20

«Ассоциативная деятельность. Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка.

Слайд №21

Рисование по заданию (с закрытыми глазами) под музыкальное сопровождение развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности.

Слайд №22

Выставка «В мире фигур» даёт детям стремление получать новую информацию об окружающем, способствует развитию аналитических способностей, формирует умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Слайд №23

Как результат проводимой работы, дети в нашей группе значительно преодолели чувство застенчивости, скованности. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, и они учатся мыслить системно. Мы не перестаём удивляться их любознательности и активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Путешествуя по сказочной стране «Математика», используя технологии ТРИЗ, наши дети познают окружающий мир, проявляют свою смекалку, внимание, смелость, воображение, гибкость ума. И мы верим, что поступив в первый класс, наш маленький человек сохранит в себе огонёк пытливости и любознательности, жажду к новым открытиям!

Спасибо за внимание!

Творческих Вам успехов.