«Весь мир – театр, все люди в нём – актёры»: к 455-летию со дня рождения Уильяма Шекспира

Разделы: Иностранные языки

Класс: 9


Творчество Уильяма Шекспира всегда привлекало и привлекает внимание литературоведов, лингвистов, историков, а также и нас, учителей иностранного языка. Уильям Шекспир (1564–1616) считается одной из центральных фигур эпохи европейского Возрождения, которая оказала сильнейшее влияние на развитие последующей литературы. Творчество У.Шекспира отличается необычайной глубиной разработки самых сложных философских проблем, связанных с идеей Великой Цепи Бытия, которую мы наблюдаем в его произведениях.

На уроках литературы школьники обсуждают такие темы, как проблема «шекспировского канона», «Шекспировский вопрос», своеобразие сонетов У.Шекспира, жанровая система драматургии У.Шекспира, периодизация творчества У.Шекспира.

К 2019 году, когда состоится 455-летие со дня рождения великого английского классика, мною уже разработан и апробирован урок, посвящённый жизни и творчеству этого замечательного поэта и драматурга. Апробация урока прошла 23 апреля 2018 года.

Каким же образом я организовал урок?

Занятие началось с того, что обучающиеся подготовили краткое сообщение о жизни У.Шекспира. При этом нами были использованы портрет писателя, карта Англии того времени, иллюстрации разных периодов биографии классика, а также текст завещания У.Шекспира.

Затем я дал обучающимся задание перевести с русского языка на английский три предложения, связанные с содержанием рассказа обучающихся:

  1. Уильям Шекспир – выдающийся поэт и драматург Англии, который родился 23 апреля 1564 года в городе Стратфорд-на-Эйвоне.
  2. Уильям Шекспир известен своими соннетами, комедиями, трагедиями, а также историческими хрониками.
  3. Всего Уильям Шекспир написал 37 пьес, которые были поставлены в лондонском театре «Глобус».

После перевода указанных предложений и их проверки мною была подготовлена викторина о жизни и творчестве У. Шекспира, которая представлена ниже:

 Викторина по Уильяму Шекспиру

1) Where was Shakespeare born?
- London;
- Oxford;
- Stratford;
- Basingstoke.

2) Shakespeare's father died in 1601. What did he do?
- pig farmer;
- glove-maker and merchant;
- doctor;
- teacher.

3) What was Shakespeare's mother called?
- Judith;
- Ann;
- Susanna;
- Mary.

4) How old was Shakespeare when he married?
- 17;
- 18;
- 21;
- 26.

5) How many children did Shakespeare have?
- two;
- three;
- five;
- eight.

6) How old was Shakespeare in 1601?
- 31;
- 35;
- 37;
- 39.

7) Who called Shakespeare an «Upstart Crow» in 1592?
- Robert Greene;
- Thomas Nashe;
- Christopher Marlowe;
- Philip Henslowe.

8) Why did he call Shakespeare an «Upstart Crow»?
- Shakespeare had written a play about a crow;
- Shakespeare sounded like a crow;
- He thought Shakespeare was a good actor;
- He was jealous of Shakespeare's success.

9) How long did Shakespeare live?
- 50;
- 48;
- 52;
- 54.

10) Theatre «Globe» in which Shakespeare played is situated in...
- London;
- Stratford;
- Oxford;
- Cambridge.

После того, как учащиеся ответили на вопросы викторины и в ходе беседы узнали все правильные ответы, мы приступили к знакомству с драматургией классика. Школьникам было предложено следующее задание:

Список основных произведений У.Шекспира

Задание: прочитайте и переведите названия пьес Шекспира, распределите произведения в виде таблицы по двум жанрам: трагедии и комедии.

1593 The Comedy of Errors
1595 Romeo and Juliet
1596 A Midsummer Night's Dream
1597 The Merchant of Venice
1599 Julius Caesar
1600 As you like it
1600 Twelfth Night
1601 Hamlet
1603 All's Well that ends well
1604 Othello
1606 King Lear
1606 Macbeth

Надо сказать, что со многими произведениями У.Шекспира ученики не знакомы, и поэтому они не знают ни их содержания, ни их жанра.

Но по заглавию произведений они смогли понять, к какому жанру эти тексты принадлежат: к трагедии или к комедии. В этом задании школьники ещё раз повторяют правильное чтение дат в английском языке.

В заключение урока нами проводится рефлексия: мы вспоминаем, какие цели и задачи были поставлены перед нами в начале урока, над чем мы работали весь урок, что удалось нам сделать, а над чем стоит ещё поработать.

На дом школьникам предлагаются два задания по изучению творчества У.Шекспира:

  • выучить наизусть записанные на уроке названия трагедий и комедий;
  • приготовить выразительное чтение сонета 130 на английском языке (обучающимся заранее объявляется, что на следующем уроке будет проведён конкурс художественной декламации «На языке Уильяма Шекспира» и конкурс переводчиков «Шекспириада»).