Конспект игрового взаимодействия с детско-родительскими парами "Планета превращений"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Цель:

  • развивать у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выражать свое;
  • обучить родителей способам снижения эмоционального напряжения у детей;
  • создать положительный эмоциональный настрой;
  • способствовать обогащению игрового опыта родителей, установлению контакта в совместной деятельности, расширению возможностей понимания своего ребенка через установление визуального, физического контакта в совместной деятельности.

Форма проведения: детско-родительское игровое взаимодействие.

Возраст: средний, старший дошкольный возраст.

Материалы и оснащение: макет ракеты, листы – заготовки с разноцветными кляксами, карандаши, листы цветной бумаги, конусы и дорожки для создания полосы препятствия, детские столы, мягкие модули, музыкальный центр, аудиозаписи: детских песен, «Звуки природы».

Список литературы.

  1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. – Воронеж 2006.
  2. Анцупова Г. Л. Давай поиграем! – Ростов-на-Дону, 2000.
  3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - С-Пб, 2000.
  4. Граббет. Р. Игры для детей от 2 до 6 лет. – М., 1999.
  5. Гурин Ю.В., Монина Г.Б.игры для детей от 3 до 7 лет. - С-Пб., 2008.
  6. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 1997.
  7. Жорняк Е. Просто ли играть? Журнал Игра и дети 2000/2001.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  9. Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. - С-Пб., 2011.
  10. Пайсон Е. Вечерние игры. Журнал Игра и дети. 2000-2001.
  11. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
  12. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду.- Ростов-на-Дону, 2006.

Вводная часть - 3 минуты.

Основная часть - 35 минут.

Заключение - 5 минут.

Ход занятия

Вводная часть. Мотивационная. (3 мин)

Психолог, обращаясь к родителям:

Уважаемые родители. Наверное, у вас часто возникают вопросы: Что делать, если ребенок, приходя из сада, неуправляем, капризничает, громко кричит. Как снять накопившееся напряжение? Как помочь ребенку переключиться с негативных эмоций на положительные. Как направить неуемную, неукротимую энергию в нужное русло?

Ответ один - играть!

Сегодня на занятии мы поиграем в различные игры, упражнения. Упражнения на расслабление помогут одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение, агрессию, тревожность и получить удовольствие от общения.

Основная часть. (35 минут)

Психолог: Давайте встречать ваших Непосед. (Под веселую музыку входят ребята. Психолог и родители здороваются с ними).

Игра-разминка. «Приветствие по кругу». (3 минуты)

Цель: способствовать сближению и созданию положительного настроения.

Дети и родители стают в круг и здороваются различными способами: ладошками, рукопожатиями, локотками, пяточками под музыку.

Психолог: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, а какими качествами должны обладать настоящие путешественники?
(предполагаемые ответы детей: сильными, смелыми…) А вы такие?

Тогда я хочу вам предложить отправиться в путешествие на необычную, недавно открытую и загадочную планету? Согласны?
Открою вам секрет: На этой планете еще никто не бывал. Вы будете ПЕРВЫМИ - первооткрывателями. Согласны?

Путь к этой планете далекий. Предлагаю взять себе помощников. Как вы думаете, кто может стать вашими верными помощниками в путешествии? (Родители)

Уважаемые родители, а вы согласны отправиться в интересное и опасное путешествие? Тогда отправляемся в путь.
Предлагаю занять места в звездолете.

Психолог:

Мы пилоты Звездолета,
Отправляемся в полет.
Ключ «На старт», запустить мотор.

Упражнение «Ракета»

Цель: дает возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.

(Дети, сидя на корточках, сначала тихо произносят звук запускающегося мотора «У-у-у». Постепенно приподнимаются и усиливают гул. Затем с громким криком «Ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть). (11)

Мы взлетаем выше гор.
Мы летим уже, ура.
Космос ждет нас, высота!

Ребята, летим в космос, к неизведанным планетам. (Дети и родители присаживаются на мягких модулях).

Преодолеваем силу земного притяжения. (Звучит спокойная музыка)

Психолог: Ребята, а как же мы узнаем планету, к которой мы летим среди тысячи других? Давайте внимательно рассмотрим и изучим фотографии, полученные с телескопов. Нам необходимо изучить форму планеты. Садитесь парами со своими помощниками – родителями за космические столы и кресла. Скажите, на что похожа наша планета?

Игра «Кляксы»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику, способность создавать оригинальные образы, умение общаться.

Дети с родителями в парах рассматривают «фотографии» планеты. Они дорисовывают полученные картинки и рассказывают, на что похожа планета на их картинке.

Психолог: Оказывается, эта планета непростая. Она постоянно меняет свою форму. Похожа то на…… (варианты ответов).

Теперь понятно, почему планету называют планетой Превращений. Я думаю, что на этой планетенас еще ждут сюрпризы и приключения.

Внимание! Впереди показалась незнакомая планета. Пора нам «припланетиться».

Ребята, перед нами неизвестная планета. Давайте выйдем из звездолета. Сначала нам необходимо немного осмотреться.

«Ладонь на ладонь»

Цель: развитие умения согласовывать свои действия с партнером.

Ход игры: пара взрослый - ребенок прижимают свои ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, преодолевая различные препятствия. (8)

Психолог: Все удачно преодолели препятствия? Мы продвинулись вглубь планеты. Сейчас перед нами раскинулось широкое море. (Звучит шум моря)

«Волны»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, дать возможность почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе близкого человека.

Ребята, давайте сейчас превратимся в морские волны. Родители останутся на берегу. Пробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем пошуметь, как волны, когда они накатываются на отдыхающих людей на берегу. Попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас. Мы любим вас» (11)

(Потом родители и дети меняются местами)

Психолог: Эта планета необычная. На ней происходят различные превращения с теми, кто здесь находится. Сейчас наши пальчики превратятся в веселых человечков планеты Превращений.

Пальчиковая гимнастика в парах «Веселые человечки»

(пара родитель – ребенок) (1)

Цель: развитие мелкой моторики, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Бежали мимо речки
Смешные человечки,
(человечки-пальчики бегут по «дорожкам» - рукам детей-родителей, стоящих напротив друг друга)
Прыгали, скакали,
(попрыгать пальчиками по плечам друг друга)
Солнышко встречали.
(Ласково положить руки на щеки друг другу)
Построили мостик
(сложить мостик из рук)
И забили гвоздик
(постучать кулачками)
А потом – бултых в речку
(наклониться и свободно помахать руками)
Где же человечки?
(спрятать пальчики под мышки)

Психолог: Жители планеты Превращений очень любят играть, и делать свою планету еще краше.

«Разноцветная игра»

(муз. Б.Савельева. Приложение 1). (3)

Цель: развитие моторно-двигательного и слухового внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

- С какими предметами любят играть жители планеты Превращений? (Ответы)

Кажется, на планете Превращений подул легкий ветерок. Ветерок превращает нас в…….. отважных львов.

«Волшебные превращения»

Цель: дать возможность ребенку снять напряжение, проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией контролировать активность.

Ход игры: Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы – сильные, бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться. (Дети перемещаются по залу). Вы можетепорычать, поточить когти.

Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается. Пора спасаться. Скорее бегите в свое логово! Дети бегут в свое «логово», где их ждут мамы. Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. Мамы вас обняли, нежно погладили по голове, спинке. А потом вы сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закрываете глаза. Нужно немного отдохнуть. Через некоторое время психолог просит открыть глаза, сладко потянуться. А теперь снова превратитесь в мальчиков и девочек.(12)

Психолог: На планете Превращений очень интересно. Но нам пора возвращаться домой.

Давайте возьмем на память большие минералы с планеты Превращений (Дети выбирают понравившиеся листы цветной бумаги).

Занимаем места в нашем Звездолете. Ключ «На старт». Запускаем двигатель. (Дети озвучивают взлет, далее звучит спокойная музыка).

Психолог: Скажите, а какими стекляшками жители планеты Превращений играли: большими, маленькими. Давайте сократим время полета и сделаем похожие «стекляшки» из наших минералов, чтобы сделать нашу планету красивее и веселее.

«Салют»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, помочь выразить себя и привлечь к себе внимание.

Материал: листы цветной бумаги, бумажные или пластиковые тарелочки.

Ход игры: Дети и родители в парах, в течении нескольких минут рвут его на мелкие кусочки, подготовив таким образом материал для салюта. (11)

Психолог: Приближаемся к Земле. Включаем специальный двигатель. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1.

Ура! Мы вернулись домой. На Земле каждого первооткрывателя - путешественника встречают салютом. Давайте посмотрим, каким Салютом встретили…………..(Психолог называет имена ребенка и родителя)

(После ПРИЗЕМЛЕНИЯ каждый ребенок с родителем заходит в обруч, подбрасывает вверх свои кусочки – изображают, свой салют, а остальные ему хлопают).

Заключительная часть

Рефлексия

Психолог: Вы можете оценить наш полет. Поднятый палец вверх означает – понравился.

Поднятые вверх большие пальцы на обеих руках говорят о том, что полет очень понравился.

И, наконец, аплодисменты свидетельствуют о восторге.

Отрицательное впечатление дети могут выразить топотом ног. (12)

Интервью. Психолог берет интервью у каждой детско-родительской пары.

- Ваши впечатления о полете?

На какой же планете вы побывали? Какие игры, герои вам понравились.

Cюрпризный момент - Награждение.

Парам вручается: ребенку Медаль «Первооткрывателя - исследователя планеты Превращений», а родителям Диплом «За активную поддержку исследователя по освоению планеты Превращений» и памятка с описанием игр, которые использовались в игровом взаимодействии.

Финальное упражнение. Доброе тепло. (9)

Цель: эмоциональное сплочение, вызвать приятные эмоциональные впечатления.

Психолог: Давайте встанем в круг и нежно возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня вправо пойдет «тепло». Я, с закрытыми глазами, легонько пожму своему соседу руку, он – следующему, и так по кругу.

Всем спасибо. И будьте добры всегда друг к другу.