Эссе "Моя педагогическая философия"

Разделы: Профессия — педагог


МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ…
Говорят, что где-то на далёкой планете
живёт Фонарщик. По вечерам он поднимается
по своей лестнице к небу и зажигает
звёздочки-фонарики. Удивительно, что каждый
раз, чиркая спичкой о волшебный нестирающийся
ботинок, Фонарщик уменьшается в размере.
Неприметный маленький труженик  каждодневно
отдаёт частицу себя. Такая у него работа.

Легенда

Вы помните, о чём мечтали в детстве? У вас была заветная мечта? Думаю, все ваши детские мечты прежде всего был связаны с будущим. Кем вы хотели стать? Актрисой или актёром, знаменитым футболистом или фигуристкой, космонавтом (в 70–80-е годы прошлого века дети об этом ещё мечтали), а может быть, геологом?... Сколько себя помню, всегда хотела быть учительницей. Да-да, именно так тогда говорили: учительница.

Унифицированное понятие учитель не было в ходу среди детей. «Кто твоя учительница? Как зовут твою учительницу?» – такие вопросы задавала я старшим подругам, которые уже учились в школе. При слове учительница сразу представляешь себе стройную, высокую женщину в очках, в строгом костюме и обязательно с указкой в руках. Такой я, пяти – шестилетняя, и представляла себя, когда рассаживала кукол на диване и играла с ними в школу. Мне нравилось быть умной и рассудительной, задавать своим пластмассовым ученицам вопросы, ставить им оценки в самодельных тетрадках… Играть в школу было увлекательно, а профессия учителя казалось простой и очень интересной. Я с нетерпением ждала, когда пойду учиться в первый класс и познакомлюсь с настоящей учительницей.

Годы учёбы в школе, тесное общение с разными учителями расширили моё детски-наивное представление о желанной профессии. Я поняла, что учить детей совсем непросто, что любить детей, таких разных, часто непослушных и непонятливых, невероятно трудно. Но моё желание быть учителем укрепилось, мечта осталась. То были годы послушания, когда плохая отметка за дисциплину приводила в уныние провинившихся, когда дерзкое слово в адрес учителя было большой редкостью. То были дни нашей наивной чистоты, и я вспоминаю их с нежной грустью, особенно теперь, работая в школе. В те далёкие дни учительницы казались нам людьми необыкновенными, особенными.

На моём пути встретились две учительницы, которые навсегда для меня останутся эталоном. Каждый коренной житель Тяжинского района среднего и старшего возраста знает этих учителей, ставших легендой. Вот их имена – учитель математики  Стеквашова Светлана Андреевна и учитель немецкого языка Головацкая Екатерина Александровна.  Всё в этих женщинах, на мой взгляд, было от Педагога: очень требовательные к ученикам, коллегам и себе, превосходно знавшие и любившие свои предметы, строгие в манере одеваться, сдержанные в проявлении эмоций и общении и такие мудрые и всё понимающие… Именно они повлияли на то, чтобы моя мечта стать учителем воплотилась в жизнь. Светлана Андреевна, привившая мне любовь к математике, определила выбор моей специальности, а от Екатерины Александровны  я переняла манеру общения с учениками. Поступив в Кемеровский Государственный институт, я начала непосредственно воплощать заветную мечту в жизнь. Овладение обширными и глубокими знаниями по математике, изучение основ педагогики и психологии, обучение методике преподавания предмета в школе, ознакомление с опытом знаменитых педагогов – всё приближало меня к тому заветному моменту, когда я, переступив порог школы в новом качестве, могла бы сказать: «Мечты сбываются»! Свершилось! Помню, с каким волнением и трепетной радостью готовилась к своему первому уроку.

Помню лица своих первых учеников. Как сейчас вижу их глаза: кто-то смотрит настороженно-выжидающе (чего от тебя ждать?), кто-то сверлит взглядом (таких молоденьких у нас ещё не было!), в чьём-то взгляде тихая надежда (может быть, наконец, получу пятёрку по математике), в других глазах читаю апатию и равнодушие (какая разница кто, не учил и не собираюсь учить…). «Какие они разные!» – понимаю я вдруг. Не вышколенные ученики той школы, где проходила практику, и тем более не пластмассовые ученицы из моего детства. Мои новые, первые, настоящие ученики живые, пока не принявшие меня, ещё не понятые мною. Удивительно, но до сих пор я испытываю те же чувства, ловлю себя на тех же мыслях, когда впервые вхожу в новый свой класс. И это прекрасно, потому что, смею надеяться, моё волнение и сомнение являются свидетельством того, что я не превратилась в ретрограда и ханжу, что общение с разновозрастными детьми не стало для меня обременительным. Вначале было много неудач и разочарований.

Мои желания и устремления часто не совпадали с результатами моих педагогических усилий. Но никогда я не жалела о том, что стала учительницей. Меня всегда поддерживала моя семья, особенно мама. Она ведь тоже мечтала в детстве быть учительницей, но её мечте не суждено было сбыться. Получается, я претворила в жизнь не только свою мечту, но и мамину. Согласитесь, есть в этом особый смысл… А в чём смысл моей работы, такой любимой и такой трудной? Может быть, главное в том, чтобы научить школьников математике и чтобы они, успешно сдав ЕГЭ, смогли бы поступить в те вузы, где овладели бы профессией, о которой мечтают? Безусловно, это очень важно.

Но есть ведь другие способы освоить тестовые технологии и успешно сдать главный выпускной экзамен: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование. Тогда что же главное? Очень важно не столько дать знания, сколько научить добывать их. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть УЧУ ихУЧИТЬСЯ. Недаром мудрый Л.Н.Толстой утверждал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…» Значит, я должна предоставить своим ученикам возможность самостоятельно искать ответ, решение, истину… Моя роль на уроке – роль режиссёра, а не роль суфлёра. Я должна направлять размышления учеников, а не подсказывать решение, чтобы в результате поиска юный математик смог воскликнуть: «Эврика! Нашёл!» Когда я вижу торжество победы в глазах своего ученика, чувствую в эти минуты, что, наверное, как преподаватель математики я состоялась. Но только ли в этом моё учительское призвание?

За партами в школе сидит Наше Будущее. Каким оно будет, во многом зависит от учителей. Речь должна вестись не столько о пресловутых ЗУНах школьников, об интеллектуальном развитии учеников-исследователей, сколько о личности ребёнка – том самом ценном, что отличает нас друг от друга. Учитель не только преподаватель, но и воспитатель – эту прописную истину знает каждый. Значит, я прежде всего должна воспитывать человека и делать это не только личным примером, но и средствами своего предмета – Её Величества Математики. Для меня Математика не сухая наука с набором формул, алгоритмов и понятий. Это стройная, логическая система, всё объясняющая и во всё проникающая. Математика вокруг нас, математика – сама жизнь. Я стремлюсь приобщить детей к математике как к части человеческой культуры.

Со временем к моим школьникам приходит понимание того, что серьёзное занятие этой наукой воспитывает характер, вырабатывает терпение и внимание, формирует волю, делает людей более уравновешенными и сосредоточенными. Помните о маленьком Фонарщике на далёкой планете?.. Настоящий учитель, учитель по призванию, подобен этому Фонарщику: он тратит себя на то, чтобы сначала зажечь, а потом поддержать огоньки детской любознательности, творческого начала и доброты. Разгорятся сильным ровным пламенем или погаснут эти огоньки во многом зависит от учителя. Смею надеяться, что владею волшебной спичкой, что освещаю детям дорогу к знаниям, помогаю увидеть и понять мир вокруг и примером своей жизни доказываю: «МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ»