Урок русского языка по теме "Он, она или оно? Род имён существительных". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • Учить определять род имён существительных.
  • Показать значение категории рода имени существительного для правильного образования словосочетаний.
  • Доказать, что имена существительные по родам не изменяются.
  • Развивать речь, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимовыручку, согласие.

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте! Просто здравствуйте!

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе у нас светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Это начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит, можно всем садиться! (Да)

– Внимательно слушайте – и все услышите.
Внимательно смотрите - и все увидите.
Думайте – и всё поймете!

– Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными, трудолюбивыми, самостоятельными, дружными.

2. Самоопределение к деятельности.

- Ппрочитайте слова. (на слайде)

Корабль, судно, галера

- Ребята, вам знакомы эти слова?

Какие они имеют значения? Как вы их понимаете? Я предлагаю, найти значения этих слов в разных источниках. В каком словаре будете искать толкование слов? (2 человека ищут значения слов: 1 в словаре и 1 в Интернете, зачитывают) Мы можем их называть синонимами?

- Сегодня нам предстоит большая работа. Как вы думаете, с чего мы начнём? (с чистописания)

- А почему именно с него? Для чего нужно чисто, красиво писать?

(ответы детей)

- Давайте запишем их в тетрадь, соблюдая правила чистописания и каллиграфии (не забываем о правильности соединений).

- Что вы можете сказать об этих словах? (Имена существительные, в ед. числе, нарицательные имена существительные)

- Отлично, спасибо!

Корабль, судно, галера

- А теперь, обратите внимание на выделенные буквы.

Составьте из них слово.

- Может кто-то уже готов назвать тему нашего урока?

Род имён существительных.

- А какова же наша цель (мнения детей).

Да, цель урока – узнать о  роде имён существительных, продолжать раскрывать секреты русского языка.

- Чтобы проверить ваши знания и домашнее задание, я вас попрошу открыть конверты на столе и составить кластер из того, что вы там найдёте.

(ребята работают в четвёрках, составляя кластер по теме имя существительное)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Проговорите, пожалуйста!

- Замечательно!

3. Работа по теме урока.

- Все люди мечтают.

- Кто из вас мечтает совершить морское путешествие?

- Сегодня я предлагаю вам отправиться на остров под названием РОД.

- А на чём отправимся, угадайте!

На море, в реках и озерах
Я плаваю проворный,
Скорый и огромный. (корабль) (На слайде корабль)

Как же мы будем называть наш корабль? ПОБЕДА.

- Итак, экипаж готов к отплытию? У вас на столах лежат «Маршрутные карты».

- В добрый путь! Русский язык как бурное море. И нам, наверное, встретятся на пути различные препятствия, разные обитатели морских глубин.

- Разгадав ребус вы догадаетесь, кто нам встретился первым? (акула)

- Она даёт нам задание: Выполните упр. 39 на стр. 25 в учебнике. Выясните, могут ли имена существительные изменяться по родам?

- Что нового узнали об имени существительном? (они бывают м.р., ж.р., с.р.)

- Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

- Прочитайте правило на стр.25 в учебнике. Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя «открыли»? (да).

- Как правильно сказать: имеет род или изменяется по родам?

Запомните! Имя существительное имеет род: м., ж, ср.  А по родам не изменяется.

- Чем отличаются эти слова? Какими местоимениями можно заменить данные слова? (Корабль – он, галера – она, судно - оно)

- Это и есть наше первое открытие. Оцените свою работу, обведите флажок соответствующего цвета.

- И мы отправляемся дальше. Отгадайте по описанию морское животное (краб)

- Он даёт нам новое задание: Выделите окончания у всех имен существительных, которые вы записали в тетради.

- У всех ли слов одинаковые окончания?

-  Какие окончания у имен существительных мужского рода? (-а, -я, -□) Запишите маршрутную карту.

- Какие окончания у имен существительных женского рода? (-а, -я, -□) Запишите.

- Какие окончания у имен существительных среднего рода? (-о, -е) Запишите.

- Как вы думаете можно ли по окончанию определить род имени существительного?

- Это наше второе открытие. Оцените свою работу, обведите флажок соответствующего цвета.

4. Физминутка.

Вы устали чуточку?

Отдохнём минуточку. Музыкальная (морская тематика)

5. Работа по теме урока (продолжение).

- Ребята, отгадайте загадку. Осьминог приготовил нам задание. Выясните, для чего необходимо знать род имен сущ.?

- Нужно сделать ещё одно открытие, а для этого будем наблюдать.

- Посмотрите маршрутный лист, прочитайте предложения.

По морю плыл… больш… корабль.

По морю плыл…больш…  галера.

По морю плыл… больш… судно.

- Чего не хватает? Поработайте в парах, обсудите какие окончания вставите? А почему разные?

- Попробуйте сделать вывод.

Род имен сущ. помогает связывать слова друг с другом, указывает, какую форму рода должны иметь прил. и глаголы. Капитаном всегда является сущ., а глагол и прил. – штурманы. Сущ. указывает,  какого рода будут глаголы и прил., а они в свою очередь изменяют свои окончания по роду существительного.

Давайте себя проверим. Правильное ли открытие мы сделали?

Проверьте свои догадки по слайду: Род имён прилагательных и глаголов определяется по роду имён существительных, с которыми они употребляются.

- Это наше третье открытие. Оцените свою работу, обведите флажок соответствующего цвета.

Плывем дальше?

6. Физминутка с флажками.

Я смотрю, вы все устали, ну тогда все дружно встали.

Если я говорю сущ. м.р. – флажки вверх,
Если ж.р. – флажки в стороны,
Если ср.р. – флажки вниз.

Волна, берег, море, прилив, дельфин, мачта, небо, чайка, акула, пароход

7. Закрепление изученного.

- Ребята, вот и наш остров! Но на остров нас не пускают его обитатели, пока мы, не выполним остальные задания.

У вас на столах лежат карточки с заданиями:

Прочтите их. У всех ли задания одинаковы?

  • белые бескозырки - тест,
  • синие бескозырки – задания по теме урока.

- А теперь, посмотрите на маршрутные карты. Выполните те задания, которые вам по силам.

Группа А) Все слова раздуло ветром, и они перепутались. Собери  их в словосочетания.

Путешествие 
Звезда 
Берег 

морская
морской
морское

Остров
Лагуна
Озеро

большое
большой
большая

Проверка по слайду.

Группа Б) Добавьте прилагательное по смыслу.

Определяете род существительного и подбираете подходящие прилагательные.

Сегодня …. день. Какое ….   небо! Какое …. море! Впереди…. остров.

Проверка по цепочке с объяснением.

Группа В) Определите род имён существительных.

Непоседа, злюка, неряха, молодчина, плакса.

- Трудно? Попробуйте дома составить предложения с этими словами.

А какого они рода, мы поговорим на следующем уроке.

8. Рефлексия.

Ребята, в течение урока вы оценивали свою работу флажками. Посчитайте, флажков, какого цвета отмечено у вас больше.

Поднимите его. Поставьте себе оценку за урок.

  • Если больше - 5.
  • Если больше - 4.
  • Если больше - 3.

9. Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу. Выполнили ли мы цель нашего путешествия?

- Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?

Наш корабль имеет название ПОБЕДА. Подумайте и скажите, каким для вас был этот урок, начиная слова с букв слова ПОБЕДА.

- В вашей жизни будет еще много путешествий и побед: и настоящих, и виртуальных. Желаю успехов во всем. Спасибо за урок и хорошую работу.

Приложение "Маршрутная карта урока"

28.06.2018