Интегрированный урок (математика + природоведение) "Сложение десятичных дробей". 2-й урок, 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип урока: комбинированный: закрепление изученного материала по математике и изучение нового материала по природоведению.

Цель урока: систематизирование и выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся при сложении и вычитании десятичных дробей; знакомство с растениями Красной книги Волгоградской области.

Задачи:

Образовательные:

  • отработать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
  • учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации;
  • способствовать расширению знаний об окружающем мире;
  • продолжить знакомство с «Красной книгой» Волгоградской области.

Развивающие:

  • развивать умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • осуществлять контроль своей деятельности;
  • развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать целеустремленность, познавательную активность, настойчивость для достижения конечного результата, любовь к малой Родине

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

  • карточки с компонентами действий +, - и *;
  • эмблемы «ГРИНПИС»;
  • карточки для математического диктанта;
  • карточки с ответами диктанта;
  • раздаточный материал;
  • презентация;
  • мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

Учитель математики: Здравствуйте, садитесь! Назовите тему прошлого урока. («Сложение и вычитание десятичных дробей»). Сегодня необычный урок. Мы в необычной форме закрепим знания по данной теме. Вы станете члены общества «ГРИНПИС».

Что это за общество, вам расскажет Светлана Сергеевна (учитель биологии).

Учитель биологии: «ГРИНПИС» в переводе с английского означает «Зелёный мир». Это общество занимается не только охраной редких исчезающих растений и животных, но и берёт под опеку памятные природные места. Активисты «Гринпис» не оставляют без внимания все «точки», где страдает окружающая среда. В Советском Союзе организация зарегистрирована в 80-х годах. У нас в России в Красноярском крае есть место под названием «Столбы». Это природой созданные скалы.

Наша с вами цель, как членов общества, найти и взять под охрану исчезающее растение нашей малой Родины под девизом урока «Люби и охраняй свой родной край».

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений

Устный счет.

Учитель математики: Мы не можем отыскать это растение в классе, поэтому отправимся в степь, выполнив для этого упражнение (логическое).

а) Подберите нужное слово (карточки у каждого ученика, Приложение 1), повторение компонентов действий *, + и -.

Вспомним правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

б) На пути выполним ещё одно задание: математический диктант (Приложение 2)

  1. Число 6,5 увеличить на 0,1
  2. К числу 6,555 прибавить 0,1
  3. Число 6,5 уменьшить на 0,1
  4. От числа 6,55 отнять 0,1
  5. На сколько 0,99 меньше 1
  6. х + 4,5 = 9,6
  7. х – 2,12 = 5,4

Взаимопроверка, ответы на слайде.

Оценивание:

  • «5» - 0 ошибок
  • «4» - 1 ошибка
  • «3» - 2, 3 ошибки
  • «2» - 4 и более ошибок

Поднимите руку, кто получил оценку «5», а теперь – «4». Молодцы!

Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Учитель математики: и вот мы в степи. Посмотрите как здесь красиво, какое разнотравье... Но среди них нам нужно только одно исчезающее растение, его можно отыскать, выполнив задания карточки (на партах. Приложение 4). Ответ каждого задания – буква растения.

Работа у доски.

  • 1 задание -  выполните вычитание 34,008 – 27,09 (Т)
  • 2 задание – выполните сложение 8,312 + 5,97 (Ю)
  • 3 задание – решите задачу: В одном ящике 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках? (Л)

Физминутка. (Выглянуло солнышко)

Продолжаем работу.

  • 4 задание – решите уравнение х – 29,5 = 42,1 (Ь)
  • 5 задание – решите уравнение 5,29 + х = 18,3 (П)
  • 6 задание – решите задачу: Одна сторона треугольника равна 47,6 см, вторая – на 5,9 см короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника. (А)
  • 7 задание – работа с учебником № 1201 (е) (Н)

Открываем слово: ТЮЛЬПАН 

Изучение растений, занесённых в Красную книгу.

Учитель биологии: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. А теперь послушайте о тюльпане.

Название произошло от персидского слова «toliban» («тюрбан»), и дано это название цветку за сходство его бутонов с восточным головным убором, напоминавшим чалму.

Родина тюльпанов — засушливые и горные районы Средней Азии: степи, песчаные и каменистые пустыни. Дикорастущие тюльпаны встречаются в природе в Восточной Европе и Казахстане (южные регионы). Высота растений колеблется в зависимости от вида и сорта от 10-20 до 65-100 см.

Корневая система тюльпана состоит из ежегодно отмирающих придаточных корней, расположенных на подковообразной нижней части донца. У молодых луковиц (до первого цветения) формируются столоны — полые структуры, на дне которых расположена дочерняя луковица. Обычно столоны растут вертикально вниз, реже в сторону.

Стебель тюльпана представлен тремя формами: донце, столон и генеративный побег, несущий цветки и листья. Стебель прямостоячий, цилиндрический, высотой от 5-20 до 85-100 см.

Листья тюльпана — удлинённо-ланцетные, зелёные или сизоватые, с гладкими или волнистыми краями и лёгким восковым налётом. Жилкование дуговое. Расположены очерёдно и охватывают стебель. Нижний лист самый крупный, верхний, так называемый флаг-лист — самый маленький.

Цветок правильный, обоеполый, околоцветник из шести свободных листочков, тычинок шесть, с удлинёнными пыльниками; пестик с верхней трёхгнёздной завязью, коротким столбиком и трёхлопастным рыльцем. Форма цветка тоже многообразная: бокаловидная, чашевидная, овальная, лилиевидная, махровая (пионовидная), бахромчатая, звездчатая, попугайная. Плод тюльпана — многосемянная коробочка трёхгранной формы. Семена плоские, треугольные, коричневато-жёлтые, расположены горизонтально в два ряда в каждом гнезде коробочки.
В природе насчитывается до 110 видов тюльпанов.

Дикорастущие виды тюльпанов, их разновидности и гибриды. Этот класс объединил все дикорастущие виды тюльпанов. Они, как правило, низкорослы, рано цветут, окраска цветков (в зависимости от вида) может быть разнообразной. Среди дикорастущих тюльпанов встречаются многоцветковые виды. Дикие тюльпаны цветут с начала апреля по май. Степные тюльпаны достигают в высоту 40 см, цветки растения имеют приятный аромат.

Бескрайние цветущие степи тюльпанов можно наблюдать в весеннюю пору. В здешних местах произрастают тюльпаны Шренка или Геснера (Tulipa schrenkii), которые занесены в Красную книгу.

И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, что жалеем.

Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнавать о ней как можно больше нового и интересного.

3. Итог урока

Учитель математики: Вы сегодня потрудились на славу. Разгадали слово?

Учитель биологии: что же вы узнали о растениях нашего края, которые исчезают.

Мы надеемся, что теперь вы будете охранять их, чтобы наша маленькая Родина была ещё краше. Теперь вы – настоящие члены общества «ГРИНПИС», все получаете эмблемы. (Приложение 3).

Учитель математики объявляет отметки за урок.

Домашнее задание. № 1239, 1241 (в, г)

Учителя математики и биологии: Спасибо за урок!