Готовимся к мастер-классу. С чего начать?

Разделы: Дополнительное образование, Профессия — педагог


Перед каждым преподавателем рано или поздно встает вопрос о проведении мастер класса. Это может быть связано с профессиональным мастерством, где основная цель - поделиться своим опытом и наработками с другими преподавателями. Это может быть связано со все более ужесточающимися требованиями к педагогической аттестации, где проведение мастер класса является одним из необходимых пунктов для ее прохождения. Или это может быть просто Ваше желание научить учащихся или преподавателей тому, что Вы умеете сами.

В своей статье мне хотелось бы помочь разобраться с такой формой работы как мастер-класс. Обратимся к различным трактованиям этого понятия, встречаемых на просторах сети Интернет:

  • Мастер-класс (англ. Masterclass, нем. Meisterkurs, Musikpädagogik, фр. Classe de maître) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности. [3]
  • Мастер-класс — урок, даваемый мастером — экспертом в данном виде искусства, науки или ремесла; наиболее типично — в музыке, поэзии, живописи, актерском мастерстве, балете, танцах, шахматах; отличие от обычного класса заключается в методике: мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других; обычно проводится признанным мастером, имеющим значительные достижения, собственные труды, последователей, школу и т.п.; сегодня — один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства; в последнее время стало популярным проведение мастер-классов не только «звездами» искусства и спорта, но и мастерами бизнеса и многих других «не звездных» профессий: педагогика, медицина, кулинария, косметика, мода и т.д. [2]
  • Мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. [4]
  • Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. [4]

Определений этому понятию очень много, лично для меня близко понятие мастер-класса как занятия-семинара, направленного на освоение новых знаний или улучшения уже имеющих в данной области.

Как же подготовиться к мастер-классу?

Готовясь к мастер-классу, Вы уже знаете свою тему. Вы знаете, чему Вы хотите научить, как этого достичь. У Вас есть уже цель, задачи, методы и приемы, которыми Вы будете достигать эти цели и задачи. Вы уже имеете конкретный план занятия.

Немаловажным пунктом будет определение аудитории, для которой Вы собираетесь проводить мастер-класс. Если это будут Ваши коллеги, здесь общение пойдет уже на профессиональном уровне и профессиональном языке.

Если это обучающиеся, знакомые с предметом, желающие усовершенствовать свои знания, то Вам нужно будет уделить некоторое время определению уровня знаний, чтобы убедиться, что Вас понимают.

Мастер-класс проводят и для обучающихся, впервые столкнувшимся с данной тематикой. Здесь нужно будет объяснять все с самого начала, не перегружая профессиональной терминологией, но и не объясняя все «на пальцах».

Возраст аудитории тоже играет значительную роль. Согласитесь, что уровень развития и психологических особенностей, например, младшего звена, отличается от среднего и старшего. Если для одних все необходимо показывать в игровой форме, то для других это будет неприемлемо.
Проводя мастер-класс, нужно помнить о том, что Вы являетесь в данном случае «мастером», на которого все смотрят. Ваш внешний вид и внутренний настрой должны располагать к себе. Обратите внимание на свою речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи), а также мимику и жесты.  Вы должны управлять своими эмоциями, а также уметь читать эмоциональное состояние на лицах участников. Нельзя забывать и о пантомимике (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников).

Кроме этого, Вам будет необходимы следующие навыки и умения:

  • сосредоточенность на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
  • искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
  • педагогическая импровизация: умение работать по плану “в голове”, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
  • психологическая зоркость, умение вычислять “гениев” и поддерживать “отстающих”;
  • коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию;
  • чувство времени.

Готовясь к мастер-классу, мысленно проанализируйте его на наличие в нем следующих качеств:

  • Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
  • Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  • Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  • Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  • Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
  • Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  • Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  • Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  • Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. [1]

В этот список мне хотелось бы еще включить такой критерий как интерес. Вашим участникам должно быть интересно, они должны загореться Вашей идеей, захотеть делать это так, как Вы.

Проведение мастер-класса - это интересная и сложная работа, помогающая Вам не только поделиться своими знаниями, умениями и навыками, но и организующая и раскрывающая Вас как педагогическую личность.

Приложение.

Список используемой литературы

  1. Березина И.В. «Мастер класс как современная форма методической работы» источник: https://urok.1sept.ru/статьи/531889/
  2. Викизнание источник: http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/мастер-класс.
  3. Википедия источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер-класс.
  4. Заруба А.В. «Что такое мастер-класс» источник: imc.tomsk.ru/files/img/file/metod/ZarubaAV-masterklass.doc.
  5. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
  6. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
  7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.