Разработка урока биологии в 7-м классе по теме "Строение насекомых"

Разделы: Биология


УМК «Сферы». Класс Насекомые: характерные признаки, особенности строения. Лаб. раб. 15 «Внешнее строение насекомого».

Цель:

  • Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия (моделирование, работа с натуральными объектами, выполнение лабораторной работы).
  • Предметно-дидактическая: формирование представления об особенностях строения насекомых; установление взаимосвязи между строением и функциями органов; расширение знаний о многообразии представителей класса Насекомые.

Планируемые образовательные результаты урока:

  • Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем в разных учебных ситуациях.
  • Метапредметные: ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности; формирование интеллектуальных учебных действий (находить информацию, анализировать, сравнивать, объяснять, устанавливать взаимосвязи, представлять полученные данные в виде рисунков и схем, конструировать модель натурального объекта).
  • Предметные: распознавать представителей класса Насекомые на изображениях, фотографиях и в природе; называть и описывать основные признаки класса Насекомые; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни насекомых, освоивших разные среды обитания; между строением и функциями систем органов представителей класса Насекомые.

Оборудование: слайд-презентация с иллюстрациями о бионике, комплекты для моделирования по числу рабочих групп (пластилин, спички, зубочистки, подставки для модели), комплекты материалов для лабораторной работы по числу рабочих групп с учетом количества участников (высушенный майский жук, коллекция насекомых (разные виды жуков) в прозрачном акриле, лупы), изображения и фотографии насекомых с расправленными крыльями, рабочие листы для учащихся.

Технологическая карта урока

Рабочий лист к лабораторной работе

Презентация

Текст о бионике.

Многие живые существа обладают уникальными способностями, овладеть которыми хотелось бы и человеку. Например, глаз пчелы реагирует на ультрафиолетовый свет, а таракана – на инфракрасный. Муравьи способны воспринимать радиационное излучение. Некоторые виды мух могут подолгу зависать в воздухе, а затем быстро снижаться и мягко вертикально садиться даже на неровную площадку. Бабочка на лету останавливается перед цветком, чтобы собрать нектар. Стрекозы, осы, пчёлы и бабочки бражники могут передвигаться в воздухе не только вперёд, но и назад, вправо, влево, вверх и вниз.

Человеческая техника этого еще не умеет.

На стыке биологии и техники возник новый раздел науки – бионика. Наука, которая зародилась в результате, целеустремленного “подглядывания” за природой.

Бионика - направление биологии, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью применения полученных знаний для решения ряда научно-технических задач. Бионика тесно связана с физикой, химией, кибернетикой, электроникой, навигацией, связью, морским и военным делом.

Отцом бионики считается Леонардо да Винчи. Именно он, впервые, решил смастерить летальный аппарат, вдохновившись полетом птиц. До него еще был Икар, описанный в древнегреческих мифах. Но это скорее мечта, а вот легендарный изобретатель решил претворить ее в жизнь. До наших дней дошли его чертежи со всевозможными схемами устройства махолета. Правда, его изобретение в воздух так и не поднялось, но первый шаг был сделан. А официальное зарождение бионики как науки произошло в 1960 году. Тогда состоялся первый симпозиум по данной теме.

Учёные – бионики избрали своей эмблемой скальпель и паяльник, соединённые знаком интеграла, а девизом: «Живые прототипы – ключ к новой технике».

Наука бионика пристальное внимание уделяет представителям класса насекомых, которые удивляя и восхищая биоников, натолкнули их на создание технических устройств и уникальных систем. Сложный глаз насекомых стал прототипом для всевозможных датчиков. А изучение наноструктуры глаз разных видов насекомых привело к созданию антибликового и грязеотталкивающего покрытия.