Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности у школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Почему современные люди все меньше двигаются? Все чаще мы задаемся этим простым, но важным вопросом. Ответ лежит на поверхности - это обусловлено образом жизни, который продиктован внешними условиями:

  • физический труд используется все реже;
  • на производстве людей заменяют различные механизмы;
  • становится все больше работников умственного труда;
  • в быту используется большое количество приборов, например, стиральные и посудомоечные машины упростили работу до нажатия на пару кнопок;
  • широкое использование различных видов транспорта вытеснило пешие и велосипедные прогулки;
  • и, конечно, очень низкая двигательная активность детей, т. к. они отдают предпочтение компьютерным, а не подвижным играм на улице.

С одной стороны, широкое распространение механизмов значительно облегчило человеку жизнь. С другой стороны, оно же и лишило людей движения.

Мышечное «голодание» может быть опасней, чем авитаминоз или недостаток пищи. Но о последних организм сообщает быстро и доходчиво. Чувство голода совсем неприятно. А вот первое никак о себе не сообщает, может даже вызывать приятные ощущения: тело отдыхает, оно расслаблено, ему комфортно. Недостаточная двигательная активность организма приводит к тому, что мышцы дряхлеют уже в 30-летнем возрасте.

Недостаток физической активности сказывается на состоянии физического, психического и умственного здоровья современного человека.
Где же выход? Ведь прогресс остановить нельзя.

Проблема – в повышении двигательной активности.

Благодаря активной мышечной работе, снимается перенапряжение отдельных органов и систем. Улучшается процесс газообмена, кровь циркулирует по сосудам быстрее, а сердце работает более эффективно. Также двигательная активность успокаивает нервную систему, что повышает работоспособность человека. А это означает, что современное общество будет здоровым, активным, жизнь станет интересной и счастливой.

Сущность влияния движений на организм состоит в следующем. Движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Работа одних мышц направлена на обеспечение основного двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного тонуса. Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов - до высших центров коры больших полушарий мозга. Мышечная работа снимает нервное напряжение и улучшается настроение человека.

Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующими растяжением и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию таких заболеваний как, например, атеросклероз и др.

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определённая "доза" двигательной активности.

Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств - силы быстроты, выносливости и др. Следовательно, должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности. Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено мышечное напряжение.

Умственный труд требует от человека напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерно значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность.

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы и отдыха, в который должны входить занятия физической культурой.

Академик Н.С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться в работу постепенно; как после ночного сна, так после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный. Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М. Сеченов. Он обратил внимание на то, что сила руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой выполнять нетрудную работу. В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе. Особая роль здесь принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые  задействованы при различных формах интеллектуальной деятельности. Переключение с умственной работы на физическую позволяют, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.

Обычно к 70 годам регуляторные функции человека начинают ухудшаться. Однако согласно исследованиям эти функции лучше развиты у пожилых людей, которые в течение своей жизни занимались спортом. Это объясняется тем, что люди с хорошим здоровьем обычно более активные.  30-60 минут быстрой ходьбы в неделю могут помочь улучшить регуляторные функции даже пожилым людям, которые вели пассивный образ жизни. Подобные физические нагрузки также помогут снизить риск заболевания болезнью Альцгеймера. Физические упражнения способствуют увеличению количества капилляров в головном мозге, что улучшает кровоток. Нагрузки также стимулируют кровообращение, предотвращая сердечные приступы, улучшают память человека. Поэтому вместо того, чтобы тратить деньги на компьютерные программы, лучше заняться спортом, или, просто выключить компьютер и немного прогуляться на свежем воздухе.

Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и тканей, является абсолютно необходимым фактором для предотвращения дегенерации организма. Сегодня все более актуальной становится проблема искусственного удовлетворения потребности в мышечной деятельности. Наиболее доступным средством устранения "мускульного голода" являются занятия физической культурой, спортом. Поэтому каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

С целью определения физической активности учащихся мною было проведено анкетирование, по результатам которой  выяснилось: занимаются ли учащиеся 6 классов физкультурой и спортом и как регулярно, делают ли зарядку по утрам, занимаются ли физическим трудом вне школы и как влияет время сна на самочувствие учащихся.

В ходе анкетирования было опрошено 48 учащихся (6 «А» и 6 «Д» классы)

Анализ анкет показал:

а) занимаются физкультурой и спортом регулярно 70,83 % учащихся,

б) занимаются физкультурой и спортом не регулярно 18,75 %  учащихся, 
в) не занимаются физкультурой и спортом 10,42 % учащихся 6 классов (рис.1).

Рис.1

Для определения интеллектуального уровня использовались результаты методики ГИТ (групповой интеллектуальный тест, предназначенный для детей 10-12 лет – учащихся 5-6 классов), проводимого психологом.
Сопоставив результаты ГИТ с результатами исследования физической активности учащихся мы получили следующие данные:

Рис.2

Из 70,83% детей (35 чел.), которые занимаются спортом и физической культурой регулярно:

  • 37,14% (13 чел.) имеют высокий уровень умственного развития,
  • 51,43% (18 чел.) - возрастная норма,
  • 11,43% (4 чел.) - ниже нормы.

Из 18,75% детей (9 чел.), которые занимаются спортом и физической культурой не регулярно:

  • 11,11% (1 чел.) имеют высокий уровень умственного развития,
  • 33,33% (3 чел.) - возрастная норма,
  • 33,33% (3 чел.) - ниже нормы,
  • 11,11% (1 чел.) – низкий.

Из 10,42% (4 чел.), которые не занимаются спортом и физической культурой:

  • 25% (1 чел.) имеют высокий уровень умственного развития,
  • 50% (2 чел.) - возрастная норма,
  • 25% (1 чел.) - ниже нормы (рис.2).

Анализ полученных результатов показал, что в группе учащихся занимающихся физкультурой и спортом регулярно высокий интеллектуальный уровень достигает 37,14%, возрастная норма развития интеллектуального уровня превышает остальные группы. Процент  учащихся с интеллектуальным уровнем ниже нормы в группе занимающихся физкультурой и спортом регулярно на 21,9% ниже, чем в группе занимающихся физкультурой и спортом не регулярно и на 13,57% ниже, чем в группе учащихся вообще не занимающихся физкультурой и спортом.

Не большой процент разницы интеллекта уровня ниже нормы среди испытуемых в группах занимающихся спортом регулярно и не занимающихся спортом вообще, может быть обусловлено тем, что в выборке учащихся, которые не занимаются спортом всего 4 человека. А это сильно влияет на показатели в процентном соотношении.

В ходе исследования мы также выяснили, что 6-7 часовой сон недостаточен для восстановления  полноценной работоспособности ученика 6 класса. Из 48 опрошенных - 56,25%  учащихся, согласно опросу плохо встают по утрам, так как ложатся спать поздно. А недостаток сна также сказывается на умственных возможностях организма, следовательно, 56,25% учащихся сознательно ограничивают умственные возможности своего организма.

Рис.3

Если рассматривать опрошенных, как две группы, одна из которых занимается спортом и физкультурой (35 чел.), а другая не занимается спортом и физкультурой (9+4=13 чел.). Каждую группу возьмем за 100 процентов. И вот, что мы видим, больший процент просыпающихся по утрам с трудом, именно те ребята, которые не занимаются спортом (рис.3).

Не занимаются спортом:

  • просыпаются с трудом – 69,23%;
  • просыпаются с легкостью – 30,77%.

Занимаются спортом:

  • просыпаются с трудом – 51,43%;
  • просыпаются с легкостью – 48,57%.

Вывод: Исследование подтвердило, что физическая активность влияет на умственные способности учащихся.

Заключение:

  1. Физическая активность влияет на умственные способности человека.
  2. Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы и отдыха.
  3. Сон является необходимым условие восстановления умственной работоспособности человека.
  4. Таким образом, умственная работоспособность человека зависит от физической активности и полноценного сна.

Список литературы

  1. Богданов Г.П. Школьникам — здоровый образ жизни. - М, 1989 г. – 81 с.
  2. Блинова Н.Г., «Практикум по психо-физиологической диагностике», г.Москва: гуманитарный исследовательский центр «Владос», 2000 г., 178 с.
  3. Кузнецов В.С., «Коррекция состояния здоровья школьников средствами физической культуры», г. Москва: УЦ «Перспектива», 2012 г., 175 с.
  4. Лебедева Н.Т., «Школа и здоровье учащихся», г. Минск: издательство «Университет», 1998 г. – 260 с.

Интернет-ресурсы:

  1. vuzlit.ru,
  2. moluch.ru,
  3. sport.bobrodobro.ru