Обучение дошкольников решению простых арифметических задач

Разделы: Работа с дошкольниками


Решение простых арифметических задач уместно сочетать с формированием представлений  об образовании числа, состава числа из двух меньших чисел.  Так, например, на этапе работы по образованию числа «2» воспитатель дает детям «задачу»: «На полянке был один зайчик, к нему прискакал еще один зайчик. Сколько зайчиков стало на полянке?»  А на  этапе  формирования представлений  об образовании числа «4»  дети уже сами по аналогии с задачей воспитателя составят свою -  например, про белочек: «На полянке было три белочки, прибежала еще одна белочка. Сколько белочек стало на полянке?»

Алгоритм обучения  простым арифметическим задачам

Таблица 1

Усложнение в составлении задач
Этап работы по ФЭМП

Образование числа, состав числа из двух меньших чисел

2

3

4

5

6

7

8

9

Готовые задачи дает  педагог

+

+

+

+

+

+

+

+

Составление задач детьми по аналогии с задачами педагога

   

+

+

+

+

+

+

Формирование представлений об условии задачи

       

+

+

+

+

Формирование представлений о вопросе задачи

         

+

+

+

Формирование представлений о структуре задачи

           

+

+

Формирование представлений о решении

             

+

Рассмотрим содержание таблицы 1 подробнее.

П.1. Сначала педагог дает детям готовые задачи на полной предметной наглядности. Здесь тоже работает свой алгоритм усложнения (см. Таблица 2).

Таблица 2
Алгоритм решения готовых задач на полной предметной наглядности

Усложнение в использовании наглядности

Этап работы по ФЭМП

Образование числа, состав числа из двух меньших чисел

2

3

4

5

6

7

8

9

С опорой на деятельность с игрушками, предметами

+

+

+

+

+

+

+

+

С опорой на сюжетные картинки

 

+

+

+

+

+

+

+

С опорой на предметные  картинки

   

+

+

+

+

+

+

С опорой на схемы

       

+

+

+

+

Без опоры на наглядность

         

+

+

+

Во время игр или иной детской деятельности воспитатель в форме задачи комментирует действия детей с игрушками, предметами: «У Коли был один кубик. Настя дала ему еще один кубик. Сколько стало кубиков у Коли?». С этой целью в группе можно использовать самые разные  игровые и бытовые ситуации: посадили кукол на диван, поставили чашки на стол, покатали ежиков в машинке, слепили снежки, застегнули пуговицы, посадили луковицы и пр. Самое главное, чтобы в задачах отражался конкретный, понятный ребенку сюжет, и предметы (игрушки) были максимально простыми для восприятия.

Постепенно к этому приему добавляется следующий (П 2). Детям предлагается по аналогии с задачами педагога составить свою. (см. Таблица 3).

Таблица 3
Усложнение в составлении задач детьми по аналогии с задачами педагога

Усложнение в составлении задач

Этап работы по ФЭМП

Образование числа, состав числа из двух меньших чисел

2

3

4

5

6

7

8

9

С опорой на действия с игрушками, предметами

   

+

+

+

+

+

+

С опорой на сюжетные картинки

   

+

+

+

+

+

+

С опорой на предметные  картинки

   

+

+

+

+

+

+

С опорой на схемы

       

+

+

+

+

Без опоры на наглядность

         

+

+

+

По сюжетным картинкам детям легче составлять задачу, т.к. в них подсказано действие (мальчики слепили снеговика). Но предметные картинки позволяют активизировать жизненный опыт детей, включить воображение. Например, на картинке изображены четыре тюльпана и один тюльпан. В детских задачах  эти тюльпаны  сажают, покупают, продают, дарят, поливают, срезают, ставят в вазу, рисуют, вырезают,  вышивают и пр.

С опорой на схемы (например, схема состава числа пять из двух меньших чисел) составлять задачи еще сложнее. Поэтому на первом этапе детям можно к ним давать схематичное изображение мышки, цыпленка, рыбки, кораблика, домика, жука и пр., чтобы помочь разнообразить содержание задач.

П.3. Формирование представлений об условии задачи (условие задачи - это то, что мы знаем).

Цель: понимание смысла количественных изменений (добавили – стало больше, убавили – стало меньше, а также; пришел – ушел,  дал (он) – дали (ему), подошли – отошли,  подарил (он) – подарили (ему), взял – отдал, взял (он)  - взяли (у него), подняли – опустили, принесли – унесли, прилетели – улетели и др. - Больше стало или меньше? Значит, будем прибавлять или вычитать?).

Формируем у детей понимание того, что в задаче  обязательны два числовых исходных данных. Обсуждаем, чем задача отличается от рассказа?

Чем задача отличается от загадки?

Загадываем: Один говорит, два глядят, а двое слушают.  Или: Четыре братца под одной крышей живут.  Это задачи?               

П.4. Формирование представлений о вопросе задачи (что не знаем, но хотим узнать).

Цель: раскрыть арифметическое значение вопроса задачи, дифференциация понятий стало – осталось. Здесь помогут задачи-шутки, например: В автобусе ехало пять пассажиров. На остановке зашел еще один пассажир.  Как звали водителя?

Необходимо соблюдать последовательность в усложнении содержания задач:

  1. Простые задачи на сложение
  2. Простые задачи на вычитание
  3. Прямые и обратные задачи (слышится прибавить, а надо вычитать)
  4. Задачи на понятие разностных отношений (Леша вылепил 6, а Коля - на 1 больше. Сколько вылепил Коля?)

Таким образом, можно выделить требования к задачам для дошкольников:

  • Простота сюжета
  • Краткость и конкретность изложения
  • Динамика содержания
  • Ярко выраженные количественные отношения между объектами

Особо надо отметить задачи в стихах. Часто в них многословность отвлекает детей от количественных изменений, не позволяет понять динамику (прибавление – убавление). Так, вместо задачи:

«У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?»

лучше сказать: «У домика сидели два зайца. Один убежал. Сколько зайцев осталось у домика?».