Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Разделы: География


Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся, особенно их умений. Зная определения теоретических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте. Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Экономическая география мира. География мировой экономики. 10 класс

Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. Практически все статистические показатели можно изобразить наглядно при помощи разнообразных картографических форм. Для показа пространственного распределения или локализации явлений применяются различные формы изображения: картосхемы, картограммы, картодиаграммы, карты линий связей, точечные карты, карты символов, контуров, демографического потенциала и др.

Я предлагаю следующую исследовательскую задачу. На основе анализа различных источников информации подтвердить или опровергнуть тезис о том, что экономическое неравенство в мире – объективная реальность. С этой целью провести сравнительный анализ тематических карт, анаморфозы, статистических таблиц. (приложения 4-6)

  1. Проанализируйте статистическую информацию из СМИ по объёму ВВП на душу населения, количеству и приросту населения по разным регионам мира за 2016-2017гг.
  2. Изучите карты «Население мира», «Плотность населения мира»
  3. Сравните анаморфозу объема ВВП и численности населения мира, а также соответствующую картодиаграмму. Что показывают эти изображения?
  4. Сопоставьте данные проанализированных источников информации.
  5. К каким выводам вы пришли?

Предложенная исследовательская задача направлена на формирование таких видов исследовательской деятельности как

- приёмы осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем;

- умению излагать и отстаивать свою точку зрения (предполагается, что учащиеся смогут выразить личное отношение к проблеме экономического неравенства и попытаются оценить перспективы её разрешения);

- подкреплять свои знания практическими действиями, используя специфические методы сбора, анализа и обобщения информации;

- использовать разные источники информации, приёмы её систематизации, сопоставления и анализа.

Исследовательские задания являются логическим продолжением в закреплении основных знаний и умений в сознании учащихся, формируют познавательные и созидательные качества личности. Такой вид деятельности включает в себя творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое или экспериментальное исследование проблемы.

Данная исследовательская задача может быть применена как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Выбор за учителем. Если это будет формой домашнего задания, то результаты деятельности можно представить в виде мини-проектов. Если задачу планируется решить в ходе урока, то также возможны два варианта деятельности: групповой и/ или индивидуальный. Плюс работы в группах предпочтительнее, так как итогом может быть интересный ёмкий и содержательный проект.

География. 11 класс. Тема: "Китай"

Привожу примеры задач, которые я использую на уроках географии в старших классах.

Задачи, формирующие умения высказывать суждения и делать умозаключения, позволяющие не только развивать, но и совершенствовать речевые умения и навыки обучаемых.

Данная учебная задача даёт возможность обучающимся создавать свой творческий продукт: материальный (сообщение), идеальный (новые знания, ценность), практический (характеристика культурного морского ландшафта, социально- экономический аспект).

Она позволяет получить представление о том, насколько сформированы ценностно-смысловые, информационные, общекультурные и коммуникативные компетенции учащихся.

Перед вами фотографии (приложения 1–2). Посмотрите на каждую фотографию глазами географа и ответьте на вопросы:

  1. Что вы видите на фотографиях?
  2. Найдите на карте названные географические объекты.
  3. Какие эмоции, желания вызывает у вас информация, представленная на фотографиях?
  4. Как вы считаете, что позволяет говорить о том, что оба эти моста относятся к сооружениям, которые изменят планету?
  5. В чём, по-вашему мнению, заключаются эти изменения? (при подготовке ответа оцените не только географический аспект, но и социально-экономический).
  6. Как вы думаете, в ходе строительства и последующей эксплуатации мостов могут возникнуть экологические проблемы? Если да, то какие? Если нет, почему?

Домашнее задание дополнительно к тексту параграфа. Сравните данные сооружения со строительством Крымского моста в России. Воспользуйтесь интернет-ресурсами.

Работа по решению данной учебной задачи проходит в группах. Данная задача выступает как одно из заданий на уроке при изучении хозяйства и перспектив развития такой мощной страны как Китай. Анализ показывает, что данная задача доступна для понимания и решения всеми одиннадцатиклассниками. Она имеет содержание, вокруг которого и строится речевая мыслительная деятельность. В 11-м классе можно не дифференцировать такие задачи по сложности.

Качественная в научном и эстетическом отношении информация при адекватных способах её передачи учащимся, обогащая чувственный опыт школьников, вызывает и эстетическое наслаждение процессом познания.

География. 10 класс. Тема: "Мировые природные ресурсы. Альтернативные источники энергии"

Данная учебная задача может выступать в качестве индивидуального задания (допустима малая группа) на уроке, либо как пример опережающего задания. Как правило учебные задачи такого плана я предлагаю учащимся, которые выбирают физику для сдачи ЕГЭ. В обсуждении участвуют все. В предложенной задаче есть проблема, вокруг которой строится речевая мыслительная деятельность старшеклассников. В процессе обсуждения можно анализировать, сравнивать, аргументировать, обсуждать, т.е. использовать разные формы речи как средства коммуникации.

Вам предлагается фотография (приложение 3). Посмотрите на неё с точки зрения географа, физика, энергетика, жителей. (Выбор за вами).

  1. Опишите своё первое впечатление от увиденного.
  2. Оцените преимущества и недостатки данного источника энергии с точки зрения представителя выбранной роли. Свои ответы аргументируйте.
  3. Как вы думаете, где в мире есть условия для строительства и развития солнечных ферм?
  4. Можно ли утверждать, что будущее энергетики за альтернативными источниками энергии?

Результативность решения подобной задачи всегда достаточно высокая. В ходе работы над этой задачей учащиеся имеют возможность получить дополнительную научную информацию не только по географии. Увеличивается лексический запас научных терминов. Задачи такого плана всегда способствуют формированию потребности говорить, а это очень важно, т.к. в обсуждение «втягиваются» все присутствующие в классе.

Приложения