Занятие "7Я - гордость моя! (составление генеалогического древа)" (младший школьный возраст)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование в детях чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитание интереса к истории своей семьи.

Задачи:

  • Актуализация позитивного эмоционального опыта;
  • Осознание семейных ролей и отношений, увеличение взаимной  открытости;
  • Помощь ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи;
  • Развитие способности конструктивного взаимодействия;
  • Снятие психоэмоционального напряжения, создание ситуации сотрудничества.

Материалы и оборудование: карточки с изображением улыбки, объятия, рукопожатия, руки, «волшебный мешочек», фотографии и рисунки «Моя семья», фонарик (свеча), раздаточный материал с изображением дерева, карандаши.

Форма занятия: фронтальная.

Методы и приёмы: беседа, наблюдение, рассматривание фотографий, рисунков, иллюстраций, игры, рисование.

Продолжительность: 90 минут.

Ход занятия

I. Разминка «Круг радости»

Психолог: Добрый день, ребята! Давайте с вами встанем в «Круг радости» и поздороваемся, пусть  каждый из вас по очереди вытянет из волшебного мешочка карточки с изображением и поздоровается со всеми участниками так, как указано на рисунке (карточки с символами – улыбка, объятия, рукопожатие, помахать рукой.). Надеюсь, вы сразу догадаетесь, как вам приветствовать всех. Дети  здороваются по знаку на символе.

II. Основная часть

Сегодня нам предстоит интересное путешествие назад в прошлое, для того чтобы ответить на трудные вопросы. Но для начала нам нужно определить тему сегодняшнего занятия. Для этого необходимо заглянуть в наш волшебный КОНВЕРТ-ПОМОЩНИК.

1. Загадка.

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

- Давайте сделаем большой круг, представим, что мы – одна дружная семья, и нашу встречу я хотела бы начать с таких слов:

Мир везде!
Мир в тебе и мир во мне.
Мир всегда в моей семье!

2. Упражнение: «Передай улыбку».

Давайте поделимся своей искренней улыбкой друг с другом и с нашими гостями.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья).

Рассаживаемся  за столы.

3. Беседа о семье.

- Как вы думаете, о чем сейчас мы будем говорить?

- Разговор пойдет о семьях.

 Мозговой штурм:

- А как вы понимаете, что такое «семья»?

- Какие слова могут характеризовать слово «семья»? (Попробуйте подобрать близкие, подходящие к этому слову слова)

- Каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово «семья». А я вам хочу рассказать одну притчу о том, как появилась «семья».

Притча о том, как появилась "Семья"

Когда-то о нем не слыхала земля . . .
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит,  о радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я. . .
Я. . . - тихо молвила Ева,
- Я. . . Я. . . Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.

- Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.

- Ребята, кто из вас заметил сегодня необычный цветок в нашем классе?

- Это ромашка.

- А кто из вас догадался как он связан с темой нашего занятия? Ромашка является символом Всероссийского праздника «День семьи, любви и верности».

- Это праздник появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

4. Игра «Верно - не верно!»

- А теперь поиграем. Я буду говорить вам  фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихо.

- Семья - это все мои друзья и знакомые.

- Семья - это я.

- Мои родители могут быть младше меня.

- Бабушка - это мама моей мамы.

- Дедушка - это папа моего папы.

- Семья - это люди, которые любят друг друга.

- Бабушка и дедушка - это мои родители.

- Я - дочь мамы и папы.

- Я сын мамы и папы.

- Всем людям нужна семья.

- Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы  знаете, зачем человеку нужна семья.

- Какие бывают семьи? Семьи бывают разные: большие и маленькие, веселые и серьезные, шумные и скромные. Семья всегда понимает и поддерживает нас, как хорошо, когда семья дружная, счастливая, когда все любят друг друга.

- Для чего создаются семьи? Семьи создаются для того, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи – очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Сейчас, находясь здесь, вы тоже живете одной большой семьей, вместе разделяете свои радости, удачи и неудачи друг друга.

- Что делает каждый из членов семьи? Какие у них обязанности? (материальное обеспечение семьи, зарабатывание денег, приобретение продуктов и приготовление пищи, воспитание и обучение детей, мытье посуды, забота о чистоте и внешнем виде одежды, белья, уборка квартиры, ремонт вещей и квартиры, забота о здоровье, уход за больными, приготовление уроков).

- Какое у них настроение? (ответы детей).

- Что надо сделать, чтобы семья была дружной?

Психолог: Вот и в семье так бывает. Каждый член семьи зависит от остальных. Если  все будут внимательны друг к другу, смогут прощать ошибки, заботиться о младших и старших, то в семье будет лад, взаимопонимание и покой.

- Ребята, а теперь мы с Вами отдохнём немножко.

5. Физкультурная минутка.

«Семейная зарядка»:

Осенью, зимой, весной и летом,
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает, опускает (руки вверх и вниз),
Папа приседает (приседание),
Повороты вправо – влево (повороты всем корпусом),
Делает мой братик Слава
Ну а я бегу на месте.

6. Упражнение «Кто есть кто в семье!»

- Ребята, хотите узнать, кто является членами семьи? Тогда послушайте мои загадки и договаривайте отгадки:

1.

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете… (мама)

2.

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)

3.

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

4.

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)

5.

Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)

6.

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестра)

III. Рисунок «Мое генеалогическое дерево»

(психолог  показывает рисунок на котором изображено генеалогическое дерево).

- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальных тетрадях, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом». Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предка ми, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам: - на вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя. В ячейках, которые находятся справа и слева, нарисуйте своих родителей. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. (Выполнение задания детьми)

8. Психолог. Завершить нашу встречу хочу стихотворением.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

9. Рефлексия«Свеча».

Психолог: Мы завершаем наше  занятие. Для этого зажигаем волшебный огонек, передаём свечу по кругу и высказываем свое мнение о сегодняшней встрече, что запомнилось вам, что было особенно трудно выполнить и подарим друг другу теплые слова.

10. «Волшебный мешочек».

Психолог:  в нем хранится все самое хорошее, что может пожелать себе человек, в том числе и мои пожелания. Я от чистого сердца желаю вам, чтобы все ваши мечты сбылись, чтобы под крышей вашего дома с вами вместе жили всегда доброта, забота, здоровье, любовь, дружба!

Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.