Рабочая программа курса "Краеведение". 5-й класс

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: 5


Без памяти — нет истории,
без истории — нет культуры,
без культуры — нет духовности,
без духовности — нет воспитания,
без воспитания — нет Человека,
без человека — нет народа.

В.А. Караковский

Современное общество сегодня ставит перед школой серьезные задачи в области воспитания и обучения школьников. Развитие общества, страны невозможно без грамотных, здоровых, толерантных, инициативных людей, а существование и развитие народа невозможно без изучения подрастающим поколением его языка, истории, материальной и нематериальной культуры, без почитания и бережного сохранения его традиций и обычаев.

Школа в настоящее время выполняет очень большую работу в данном направлении.

Целью курса является развитие знаний о своем родном крае, умений, опыта творческой и проектной деятельности, и эмоционально-ценностного отношения к миру в целом.

Изучение курса призвано решать следующие задачи:

  • формирование представлений об истории, традициях и обычаях народа, родного края, города, своей семьи, сохранение их.
  • ознакомление с материальной и нематериальной культурой народов, проживающих в Туве.
  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы с жизнью и бытом коренного населения.
  • формирование экологического воспитания.
  • формирования компетенций проектной и учебно-исследовательской деятельности

Рабочая программа курса «Краеведение» рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Рабочая программа разработана учителем географии МБОУ «СОШ №3 им. Т.Б.Кечил-оола г.Кызыла РТ» Комбу Чаяной Алдын-ооловной.

Программа курса  направлена  на интеллектуальное развитие школьников. Курс «Краеведение» призван помочь учителю расширить знания пятиклассников о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, познакомиться с достижениями материальной и духовной культуры, сформировать представление о природе Тувы. Особенно данная программа актуальна в 5 классах с русским языком обучения.

Программа направлена на воспитание чувства патриотизма и толерантности, чувства уважения  к традициям и обычаям своего и других народов, ответственности за будущее своего народа, родного края,  способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, укреплению связи между поколениями, сохранению добрых традиций своей семьи, народа, способствует осознанию своего «Я» как части своей семьи, народа, родного края.

Краеведческий материал, используемый на уроках, улучшает восприятие обучающимися исторического и природного процесса и оказывает воспитывающее воздействие [3]. Изучение курса «Краеведение» предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности обучающихся, а также выполнение и презентацию ученических проектов на основе самостоятельных творческих работ учащихся и краеведческого материала. Программа включает различные формы занятий: занятия-экскурсии, виртуальные путешествия, занятия- игры, занятия- викторины, встречи с интересными людьми. Программа предусматривает связь с предметами история, тувинская литература, география, биология.

Содержание курса включает следующее:

Раздел «Я. Моя семья. Мой родной край» – 20ч

Описание географического положения республики. Краткий исторический экскурс. История основания столицы. История достопримечательностей  Кызыла. Помощь ТНР Красной Армии. Тувинские добровольцы. Семья. История рода. Генеалогическое древо. Семейный альбом. Семейные традиции, праздники и обычаи. Народы, проживающие в республике, их традиции и обычаи. Фольклор. Горловое пение. Народные промыслы. Традиционные жилища тувинцев. Традиционные занятия и быт.

Раздел «Знакомство с природой Тувы» – 14ч

Взаимосвязь географического положения и других компонентов природы. Крупные горные системы. Климат. Календарь погоды. Крупнейшие реки, принадлежность к бассейнам. Соленые и пресные озера. Аржааны. Растения и животные Тувы. Красная книга РТ и РФ. Охрана окружающей среды.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные УУД

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

В рамках ценностного и эмоционального компонента будут сформированы:

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

В рамках деятельностного компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию [3].

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • планировать пути достижения целей;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключения  на основе аргументации.

Предметные УУД

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;
  • находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Республики Тыва;
  • приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения;

Выпускник получит возможность научиться:

  • проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных. [3]

Календарно-тематическое планирование (34 урока / 1 час в неделю)

№ урока/
№ урока в разделе

Тема

Дата

Введение

1

Что изучает географическое краеведение

04.09

Я. Моя семья. Мой родной край

2/1

Республика в Центре Азии

11.09

3-4/2-3

Наш край в древности

18.09, 25.09

5/4

Тува в ХХ веке

02.10

6/5

История основания города Кызыла

09.10

7/6

Достопримечательности Кызыла

16.10

8/7

Тува – фронту.

23.10

9/8

Тувинские добровольцы. Память о них  жива, подвиг-бессмертен

06.11

10/9

Семья. Родословная. Генеалогическое древо.

13.11

11/10

Моя семья в истории Тувы

20.11

12/11

Семейные традиции и праздники

27.11

13/12

Многонациональная Тува.

04.12

14/13

Тувинские традиции и обычаи

11.12

15/14

Традиции и обычаи народов, проживающих в Туве

18.12

16/15

Юрта- традиционное жилище тувинцев

25.12

17/16

Традиционные занятия тувинцев и быт.

15.01

18/17

Что такое культура. Материальная культура. Народные промыслы

22.01

19/18

Нематериальная культура.

29.01

20/19

Тувинские сказки, сказания, легенды

05.02

21/20

Итоговый урок.

12.02

Знакомство с природой Тувы

22/21

Тува-горный край

19.02

23/22

Тува- кладовая полезных ископаемых

26.02

24/23

Климат. Календарь погоды.

05.03

25/24

Реки и озера

12.03

26/25

Аржааны Тувы

19.03

27/26

Животные и растения Тувы. Животные и растения, занесенные в Красную книгу РТ и РФ

02.04

28/27

9 драгоценностей Тувы.

09.04

29/28

Отношение наших предков к природе

16.04

30/29

Экологические проблемы

23.04

31-32/32-33

Защита проекта « Моя семья в истории Тувы» или « О чем могут рассказать старые фотографии в семейном альбоме» или « Праздники ( традиции) моей семьи» и тд.

07.05,14.05

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников по эколого-географическому краеведению. Методическое пособие/ Под общей редакцией Н.Н. Зинченко – Томск, 2016.
  2. Патриотическое воспитание. Материалы регионального конкурса программ и методических разработок по патриотическому воспитанию граждан ( 2016год). – Иркутск. 2016. - 149с.
  3. https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/11/19/rabochaya-programma-po-predmetu-kraevedenie.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в образовательный учреждениях Республики Тыва / М.Б.Кенин-Лопсан, К.Б Салчак, Г.Д.Сундуй, А.С Шаалы. Одобрена съездом педагогических работников Республики Тыва от 30.04.2011.- ИРНШ.
  5. Дамчай О.М, Уйнук-оол Е.С. Культура традиционной тувинской семьи. Учебно-методическое пособие для учителей. - Кызыл: Институт развития национальной школы, 2016. - 120с.
  6. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Учебное пособие. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. - 232с.
  7. Монгуш М.В.История буддизма в Туве (вторая половина VI- конец XXв). – Новосибирск: Наука, 2001- 200с.