Обобщающий урок-игра "Эта загадочная литосфера"

Разделы: География


Цель: Закрепление и конкретизация учебного материала.

Актуализация учебно-познавательной деятельности учащихся. Приобретение учащимися навыков коллективной работы, самостоятельность, инициативность.

Ход урока

1 этап подготовительный

Класс делится на две команды.

Каждая команда выбирает капитана, рисует газету, придумывает название, готовит эмблему.

Учитель задает домашнее задание: повторить параграфы, ответить на вопросы обобщающего повторения в учебнике.

2 этап игра

В начале урока учитель чертит на доске табло для оценок, напоминает условия игры и объясняет критерии выставления оценок.

Команда

Газета

Эмблема

Капитаны

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Итог

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Конкурс. Газеты.

Учитывается актуальность, правильность, грамотность.

2 Конкурс. Эмблема.

Учитывается оригинальность и подготовленность каждой команды.

3 Конкурс. Капитанов.

Вопросы для капитана 1 команды:

- Как называются горные породы, измененные под воздействием огромного давления и высоких температур?

- Определите, какой объект расположен в точке с координатами: 3 ю.ш.; 38 в.д.?

- Изобразите мимикой и пластикой землетрясение.

Вопросы для капитана 2 команды:

- Приведите примеры осадочных горных пород. Как они образуются?

- Определите, какой объект расположен в точке с координатами: 35 с.ш.; 138 в.д.?

- Изобразите мимикой  пластикой вулкан в момент извержения.

4 Конкурс. Вопросы.

1 вопрос первой команде:  Один из полуостровов, который находится в России,  назван страной вулканов. Множество остроконечных, огнедышащих гор протянулись на сотни километров. У подножия вулканов, в ущельях и долинах между хребтами бьют сотни горячих источников.

Как называется этот полуостров? Покажите его на карте

1 вопрос второй команде: Во время покоя котловина наполнена чистой, кристальной, зеленоватой водой. Ее температура  у поверхности достигает +82 . Вдруг раздается подземный шум. Он слабо напоминает те звуки, которыми сопровождается извержение вулкана. Шум длится несколько минут. А затем смолкает и повторяется с повышенной силой. Вода вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода, появляются пузырьки паров, они лопаются на поверхности и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает котловину. Явление это повторяется с правильной периодичностью.

Что это за явления? Где оно может наблюдаться?

2 вопрос первой команде: Какие темпы земной коры вам известны? Нарисуйте их схематически. Подпишите слои и мощность.

2 вопрос второй команде: Что такое вулканизм? Нарисуйте схематически разрез вулкана, подпишите его основные части.

Почему вулканический конус имеет слоистое строение?

3 вопрос  первой команде: Что такое землетрясения, отчего они происходят?

Где встречаются и наблюдаются наиболее часто?

3 вопрос второй команде: Приведите примеры магматических горных пород. Как они образуются? Каковы их физические свойства? Как они используются человеком?

4 вопрос первой команде: На каком из материков очень редко случаются землетрясения? А также отсутствуют не только действующие, но и потухшие вулканы.

4 вопрос второй команде Назовите главные, существенные признаки понятия «Горы». Назовите и покажите на карте крупнейшие горные системы мира.

5 вопрос первой команде: Назовите существенные признаки понятия «Равнины». Какие виды равнин по характеру поверхности вы знаете? Назовите и покажите на карте крупнейшие равнины мира.

5 вопрос второй команде:  Расскажите о том, какие факторы влияют на формирование рельефа Земли.

6 вопрос первой команде Какая горная порода оказывается лишней?

Известняк, песок, глина, гранит.

Ответ обоснуйте.

6 вопрос второй команде: Какая горная порода оказывается лишней?

Гранит, мрамор, базальт

Ответ обоснуйте.

3 этап. Подведение итогов

Подсчет набранных баллов. Выставление оценок.

При подведении итогов, учитель указывает, что удалось, а что не удалось в игре и на что необходимо обратить внимание.