Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса студентов к предмету

Разделы: История и обществознание


Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.. В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но и по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. Что является новой образовательной проблемой. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Следовательно, необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности; развитие социальных навыков студентов в процессе групповых взаимодействий; приобретение ими опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая студентов самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы урока, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают современным тенденциям в образовании.

Важным является освоение студентами умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности на основе частных фактов и интерпретировать факты на основании известных закономерностей. При этом главным результатом образования станет обретение учащимися системы обобщенных теоретических представлений.

В толковом словаре приводятся следующие определения проекта. Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед): 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

И на самом деле, планируя проект, педагог как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что студент может создать или получить, затратив определенные усилия.

Проект – это целостная практическая деятельность, направленная на достижение определенного результата. Одновременно проект – это результат такой деятельности. Его осуществление происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает студенту чувство осмысленности и оправданности усилий. К тому же коллективная работа по методу проектов избавляет от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации.

Педагог, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности. Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

- подготовка (формулирование темы и целей проекта);

- планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

- исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

- оформление результатов и выводов;

- представление или отчет;

- оценка результатов и процесса.

206-летию Отечественной войны 1812г. решили посвятить исторический проект «Наша повесть об Отечественной войне 1812г.»

Методический паспорт учебного проекта

Предлагаемый учебный проект предназначен для осуществления на уроках истории при изучении темы «Отечественная война 1812г.» и во внеклассной работе.

Тема учебного проекта «Наша повесть об Отечественной войне 1812г.».

Образовательные, воспитательные и развивающие цели: изучить тему «Отечественная война 1812г.», «предельно вычерпав», реализовав её возможности, в первую очередь - образовательные, то есть изучить содержание темы, требуемое базисным учебным планом и образовательными стандартами. Но особенность и трудность предмета истории, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций, дипломатической интриги – это, та живая жизнь, которую не хочется «засушить» и которая не только обучает, но и воспитывает.

Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, вынесший тяжкое бремя войны, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями. Но этим воспитательная цель не исчерпывается. Поскольку проектная деятельность – это деятельность коллективная, воспитывает умения работать и общаться в группе.

В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей.

Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей студентов.

Но есть ещё и сверхцель. Организуя учебную проектную деятельность нужно научить студентов самой этой деятельности (проблематизации, целеполаганию, планированию и выполнению конкретных шагов и операций по решению проблемы, рефлексии, подготовке и проведению презентации и проч.).

Тип проекта: информационный, ознакомительно-ориентировочный, исторический монопроект.

Режим работы: уроки и внеурочные занятия.

Обеспечение проекта:

  • Учебники и учебные пособия по истории разных авторов, энциклопедии, справочники, монографии по теме, периодические издания, ресурсы «Интернет».
  • ЗУНы, необходимые для работы в проекте:
    • умение работать в информационном поле, используя дополнительную литературу;
    • умение осмысливать, структурировать информацию, связывать её с прежними знаниями, находить ей место в канве урока.

Специфические ЗУНы: проективные.

Мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя в общем деле, а также интерес к изучаемому материалу.

Подготовительный этап проекта

1 шаг. Вводная беседа

  • Для запуска проекта была проведена вводная беседа «Причины и тайные пружины Отечественной в войны 1812г.» с целью погружения в тему и в проектную деятельность.

2 шаг. Проблематизация

  • В результате беседы пытались выяснить, что знают студенты по этой теме, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интересно.

3 шаг. Постановка студентами их цели – проблемы

  • В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект.

4 шаг. Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим.

  • Предположили, что тема “ Отечественная война 1812г.” должна получиться ярче, полнее, интереснее, чем в учебнике. Мы как бы заново её напишем, оживим материл учебника, будем собирать материалы о войне, подготовим доклады, сообщения, альбомы и представим их в группе. А все наработанные материалы соберем в отдельную папку (паспорт проекта). Это и будет «Наша повесть об Отечественной войне 1812г.»
  • Мысленный, идеальный результат позволил наметить задачи по реализации цели: нужно было определить, какие смысловые разделы, “части” будут в нашей “повести”.
  • В ходе обсуждения мы решили, что они будут посвящены людям, участвовавшим в войне; о самих событиях войны; о материальном обеспечении войны; было предложено студентам придумать названия разделов повести.
  • В итоге решили, что наш проект - повесть будет в четырех частях. Части получили названия:
    • «Портретная галерея войны»
    • «Великие битвы»
    • «Награды Отечественной войны 1812г.»
    • «Вещи войны».

5 шаг. Утверждение исполнителей проекта.

  • Группу разбили на микро - группы по 3 – 4 человек для поиска материалов. Были студенты, пожелавшие работать в одиночку, некоторые захотели написать о своих родственниках, сражавшихся на войне.

6 шаг. Ярмарка учебных мини-проектов, глав нашей “повести”,

  • то есть ярмарка тем для последующей поисковой и исследовательской работы. Эти темы предлагались как педагогом, так и студентами.

В разделе «Портретная галерея войны»:

  • М.И. Кутузув – великий полководец и др.

В разделе «Великие битвы»:

  • Смоленская битва.
  • Бородинское сражение.
  • Тарутинский маневр и др.

В разделе «Вещи войны»:

  • Во что солдат обут, одет?
  • Вооружение, обеспечившее победу и др.

1 этап. По наблюдениям, наиболее привлекательной оказалась информация о людях, и это не удивительно, во-первых, студенты ищут примеры «делать жизнь с кого», а, во-вторых, интуитивно ощущая безличность истории пытаются восполнить этот пробел. На этом закончился подготовительный этап нашего учебного проекта.

2 этап. Основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов («охота за знаниями»), его осмысление, структурирование, оформление. Видно было, что деятельность увлекает студентов, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, некоторые делились информацией, литературой с другими. В ходе работы встали проблемы. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков.

3 этап. Презентация нашего учебного проекта в форме итоговой конференции, на которой планируется проанализировать, как мы шаг за шагом обдумывали и воплощали наш проект, какие встретили сложности и как их преодолевали, что у нас получилось, что приобрели и чему научились в ходе проектной деятельности, что нового изучили по этой теме. Оформим паспорт нашего проекта, куда войдут все материалы исследовательской деятельности студентов по данной теме.

Проектная деятельность обогащает личностный опыт студентов, позволяет им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности. В ходе проектной деятельности студенты овладевают навыками этой деятельности, они учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи студентов с социумом. Работая над проектом, студенты чувствуют себя творцами, исследователями нового, что способствует становлению личностных компетентностей.

Список источников

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Метод проектов – технология компетентносто-ориентированного образования. – М., 2006.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности школьника. – М., 2006.