Решение задач на концентрацию и сплавы методом "стаканов"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (219 кБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомиться с понятием «концентрация»;
  • научиться решать задачи на концентрацию и сплавы;
  • совершенствовать навыки решения задач.

Развивающие:

  • развивать умения сравнивать, обобщать, излагать мысли;
  • развивать память, логическое мышление;
  • развивать умение работать в проблемной ситуации.

Воспитательные:

  • развивать познавательный интерес;
  • развивать умение преодолевать трудности при решении задач;
  • развивать умение работать в парах, в группах, выстраивать взаимоотношения в коллективе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

Демонстрационный материал: видеоролик, компьютерная презентация.

Структура и ход урока

1. Организационный момент

Учитель

Ученик

Приветствие, проверка готовности к уроку

Включение в учебную работу.

УУД
Коммуникативные: сообщения о готовности к уроку.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
Личностные: мотивация к учению.

2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель

Ученик

Определяет тему, цель урока, доводит до учащихся план работы и значимость темы. Презентация. Слайды 1 и 2.

 

Делают соответствующие записи в тетрадях.
УУД
Коммуникативные: умение вступить в диалог с учителем.
Регулятивные: целеполагание.
Личностные: самоопределение.

3. Актуализация знаний

Учитель

Ученик

Показывает видеоролик с определением концентрации.
Приложение 1.

Слушают определение  концентрации и пояснения к нему.
УУД
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие.
Коммуникативные: умение вступить в диалог с учителем.

4. Изучение нового

Учитель

Ученик

Показывает и зачитывает определение концентрации, пример расчета концентрации.
Слайд 3.
Показывает схему «стакана» и просит зарисовать ее в тетради.
Слайд 4.
Объясняет решение и оформление решения задачи 1.
Слайд 5.
(в презентации далее представлена пошаговая анимация решения задач, активизирующаяся по щелчку мыши)

Записывают определение концентрации и зарисовывают схему «стакана» и записывают решение задачи 1.
УУД
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие.
Коммуникативные: умение вступить в диалог с учителем.
Познавательные: структурируют собственные знания.
Личностные: оценивать усвоение материала.

5. Закрепление, решение задач

Учитель

Ученик

Учитель предлагает совместно решить задачу 2.
Слайд 6.
Задачи 4 – 7 решаются в парах, с самопроверкой решения с помощью презентации.
Слайд 7-15.

 

Решают задачи на концентрацию растворов и сплавы. Проверяют работу соседа по парте.
Анализируют свою работу, обсуждают проверку решения, выражают свои затруднения.
УУД
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие.
Коммуникативные: понимание относительности методов, подходов для решения проблем; адекватное использование речи; умение работать в группе, достижение договоренностей и согласование общего решения.
Регулятивные:
самостоятельный учет выделенных ориентиров, действия в новой ситуации, волевая саморегуляция; проявление инициативы; контроль в сличении способов действия; коррекция в случае отклонения от результата.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, этические чувства морального поведения.

6. Обобщение изученного

Учитель

Ученик

С помощью презентации повторяют понятие концентрации и схему заполнения «стаканчика».
Слайд 16.

Повторяют определение  концентрации и схему решения задач.
УУД
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие.
Коммуникативные: умение вступить в диалог с учителем.

7. Проверочная работа

Учитель

Ученик

Предлагает учащимся выполнить работу для проверки усвоения изученного материала, с последующей взаимопроверкой с помощью презентации.
Слайд 17-20.

Выполняют проверочную работу.
Проверяют работу соседа по парте.
Анализируют свою работу, обсуждают проверку решения, выражают свои затруднения.
УУД
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, знаково-символические действия, использование общих приемов в решении задач.
Коммуникативные: адекватное использование речи, достижение договоренностей и согласование общего решения, умение работать в паре.
Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров, действия в новой ситуации, волевая саморегуляция; проявление инициативы; контроль в сличении способов действия; коррекция в случае отклонения от результата.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, этические чувства морального поведения.

8. Домашнее задание

Учитель

Ученик

Комментирует домашнее задание.

Домашнее задание:

  1. Имеется два сплава. Первый содержит 5% никеля, второй  — 35% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 225 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?
  2. Смешав 41-процентный и 63-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 49-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 54-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 41-процентного раствора использовали для получения смеси?
  3. Имеются два сосуда. Первый содержит 10 кг, а второй — 5 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 56% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 64% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?

Получают карточку с заданием

9. Рефлексия

Учитель

Ученик

Итоги работы класса, учащихся в группах и отдельных учащихся

Ставят оценку за свою работу на уроке и определяют моменты затруднений.
Регулятивные: оценка собственной деятельности.

Источники

  1. Задачи взяты на сайте Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ» Задачи на концентрацию, сплавы и смеси. https://ege.sdamgia.ru/test?theme=88