Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 3-го класса (1-е полугодие)

Разделы: Начальная школа


1. Назначение контрольных измерительных материалов.

Целью данного теста является определение уровней достижения и потенциальных возможностей обучающихся по результатам изучения материала по окружающему миру за 1 полугодие учебного года.

2. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов.

Содержание работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г.№ 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). В основу теста положен обязательный минимум содержания образования.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.

Основная цель работы – проверить достижение обучающимися уровня базовой подготовки по курсу окружающий мир за 1 полугодие 3 класса. Этот уровень включает овладение предметными знаниями и умениями, которые составляют основу подготовки выпускника начальной школы, обеспечивающую возможность успешного продолжения образования в основной школе.

Основная цель работы, проверяемые умения, содержание и типы заданий определялись с учётом целей изучения окружающего мира, сформулированных в стандарте второго поколения.

В соответствии с целью работы оценке подлежат только те знания и умения, которые в полной мере отвечают планируемым результатам, то есть являются итоговыми по завершении третьего года обучения начальной школы.

4. Структур КИМ.

Цель работы определила её структуру, уровень сложности и типы заданий. По уровню сложности работа содержит две группы заданий.

Задания № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, 14 — задания базового уровня сложности. В них проверяется освоение базовых знаний и умений по предмету, обеспечивающих успешное продолжение обучения в основной школе. Обучающимся предлагаются стандартные учебные или практические задачи, в которых очевиден способ решения, изученный в процессе обучения.

Задания № 11, 12, 13 — задания повышенной сложности. В них проверяется способность обучающихся решать учебные или практические задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения, а обучающийся сам должен выбрать этот способ из набора известных ему.

В соответствии с видом ответа в работе используется три вида заданий:

  • задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один правильный (9 заданий);
  • задания с кратким ответом; в таких заданиях обучающиеся должны либо записать несколько слов в таблицу, либо словосочетания, либо записать 1-2 предложения (3 задания).
  • задание с развернутым ответом (1 задание)

Проверяемое умение

Уровень сложности

Тип задания

Балл

1

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

Б

ВО

1

2

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

Б

ВО

1

3

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.

Б

ВО

1

4

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Б

КО

1

5

Научная терминология (названия наук)

Б

ВО

1

6

Разнообразие растений

Б

ВО

1

7

Общество

Б

ВО

1

8

Вода. Состояния воды

Б

ВО

1

9

Гигиена систем органов

Б

ВО

1

10

Животные, их разнообразие

Б

КО

1

11.

Разнообразие растений

П

ВО

2

12.

Животные, их разнообразие

П

РО

2

13.

Ценность здоровья и здорового образа жизни

П

РО

2

14.

Животные, их разнообразие

Б

КО

2

5. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

На выполнение работы отводится 45 минут.

Каждый ребёнок получает бланк с текстом контрольной работы.

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций.

  • В заданиях с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов ребёнок должен выбрать только верный ответ. Если обучающийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
  • В заданиях с кратким ответом ребёнок должен записать требуемый краткий ответ.
  • Выполнение каждого задания базового уровня сложности (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10) оценивается по шкале:
    • 1 балл (верно) — указан только верный ответ;
    • 0 баллов — указан неверный ответ или несколько ответов.
  • Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№ 11, 12, 13 ) и задания базового уровня № 14 оценивается по следующей шкале:
    • 2 балла — приведен полный верный ответ;
    • 1 балл — приведен частично верный ответ;
    • 0 баллов — приведен неверный ответ.

Оценка выполнения работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания:

  • Определяется балл, полученный за выполнение заданий базового уровня.
  • Определяется балл, полученный за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий свидетельствует о том, что кроме усвоения необходимых для продолжения обучения в основной школе знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие обучающегося.
  • Определяется общий балл обучающегося.

Максимальный балл за выполнение всей работы — 18 баллов (за задания базового уровня сложности — 12, повышенной сложности — 6 баллов).

Оценивание

Объем выполнения работы

Тестовый бал

Школьная оценка

Менее 50%

0-8

«2»

50%-64 %

9-11

«3»

65%- 84%

12-14

«4»

85 % -100 %

15-18

«5»

Окружающий мир 3 класс. Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

Вариант 1.

1. Из двух утверждений выбери верное. Национальные парки - это

1). Это территории, которые называют музеями под открытым небом. Здесь не только охраняют природу, но и с радостью встречают туристов, всех любителей природы.

2). Это территории, где вся природа находится под строгой охраной. Они обычно закрыты для туристов. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность.

2. Соедини стрелками системы и их органы

спинной мозг

пищевод

желудок

головной мозг

кишечник

нервы

ротовая полость


3. Укажи, что входит в состав воздуха.

1) Ничего, воздух – пустота.

2) Один газ – кислород.

3) Несколько газов – азот, кислород, углекислый газ и другие.

4. Заполни таблицу «Органы чувств»


осязание


вкус


глаза


нос


уши

5. Как называется наука о животных ?

1) ботаника 2) зоология 3) биология 4) экология

6. Каким словом мы не можем продолжить предложение?

К царству растений относится ……….

1) кабачок 2) подберезовик 3) клен 4) смородина

7. Что относится к символам государства ?

1) танец, песня 2) свой язык 3)президент 4) флаг, герб, гимн

8. Напиши, как называется процесс превращения воды в лед.

_________________________________________________________

9. Что не относится к гигиене органов пищеварения?

  1. Питаться разнообразной пищей.

  2. Пить больше газированных и сладких напитков.

  3. Перед едой мыть руки.

4. Мыть фрукты и овощи в проточной воде.

10. Какое слово пропущено «яйцо-личинка-куколка- ….............» ?

1) рыбы 2) насекомые 3) земноводные 4) пресмыкающиеся

11. К чему относятся подберезовик, ромашка, мухомор, крапива ?

  1. к одному царству

  2. к двум разным царствам

  3. к живой природе

12. Объясни, почему на лугу живут насекомые и другие мелкие животные и не живут медведи, лоси, кабаны .

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

13. Запиши правила здорового образа жизни и сохранения здоровья

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

14. Запиши по 2 животных в каждую группу.

    Насекомые: ______________________________________________

    рыбы: __________________________________________________

    земноводные:_____________________________________________

    пресмыкающиеся:_________________________________________

    птицы:___________________________________________________

млекопитающие (звери):____________________________________

Окружающий мир 3 класс. Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

Вариант 2

1. Из двух утверждений выбери верное. Заповедники - это

1). Это территории, которые называют музеями под открытым небом. Здесь не только охраняют природу, но и с радостью встречают туристов, всех любителей природы.

2). Это территории, где вся природа находится под строгой охраной. Они обычно закрыты для туристов. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность.

2. Соедини стрелками системы и их органы

носовая полость

кровеносные сосуды

легкие

бронхи

сердце

трахеи


3. Укажи, что входит в состав воздуха.

1) Азот и углекислый газ.

2) Один газ – кислород.

3) Это смесь газов.

4. Заполни таблицу «Органы чувств»

слух


зрение


обоняние


кожа


язык


5. Как называется наука о растениях?

1) ботаника 2) зоология 3) биология 4) экология

6. Каким словом мы не можем продолжить предложение?

К царству растений относится ………

1) шампиньон 2) жасмин 3) роза 4) ель

7. Кто является главой государства в нашей стране?

1) король 2) император 3) президент 4) султан

8. Напиши, как называется процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное.

________________________________________________________

9. Что не относится к гигиене органов чувств?

1. Читать при хорошем освещении.

2. Смотреть подолгу телевизор.

3. Использовать бумажные носовые платки.

4. Мыть уши с мылом.

10. Какое слово пропущено «икринка - …................ - взрослая рыба» ?

1) головастик 2) малек 3) личинка

11. К чему относятся сорока, дуб, боярышник , кошка ?

  1. К одному царству

  2. К двум разным царствам

  3. К живой природе

12. Объясни, почему в лесу живут медведи, кабаны, белки и не живут утки, цапли, бобры.

________________________________________________________

13. Запиши правила здорового образа жизни и сохранения здоровья

________________________________________________________

14. Запиши по 2 животных в каждую группу.

    Насекомые: ______________________________________________

    рыбы: __________________________________________________

    земноводные:_____________________________________________

    пресмыкающиеся:_________________________________________

    птицы:___________________________________________________

млекопитающие (звери):____________________________________