Интеллектуально-познавательная игра для младших школьников "Морской бой"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: Морской бой


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников.

Задачи:

  • Развитие памяти, внимания, быстроты реакции.
  • Стимуляция познавательной активности детей.
  • Расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
  • Развитие аналитического, критического и творческого мышления, навыков решения задачи в процессе работы в команде.
  • Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимодействия.

Оборудование и инвентарь:

  • интерактивная доска (экран), медиапроектор, компьютер, колонки;
  • презентация PowerPoint;
  • карточки с пиратскими символами <Приложение 1>
  • лабиринт из малярного скотча на полу;
  • катон нитки, иголка, ножницы и лист бумаги, шнурок на ботинке, бутылка с водой;
  • спички или счётные палочки;
  • таблица 4х4 на листе бумаги А4;
  • пластиковые бутылки, мячик;
  • приложение 2.

Инструкция по работе с презентацией

В презентации на слайдах 11, 13 и 14 используется макрос Drag-and-Drop,сконструированный немецким программистом ХансомХофманом. Чтобы данный макрос заработал, следует  выполнить следующее.

При открытии данной презентации появляется окно запроса. Выбираем «Не отключать макросы».

Если окно не появилось или объекты не перемещаются, необходимо изменить параметры безопасности.

Для этого надо открыть презентацию.

Для 2003 Office:  Сервис – Макрос – Безопасность – установить флажок на «Средняя».

Для 2007 Office: Office - Параметры PPoint - Центр управления безопасности.

В блоке «Параметры макросов» рекомендуется установить режим «Отключить все макросы с уведомлением». В режиме «Отключить все макросы с уведомлением» при открытии файла с макросами появляется сообщение с кнопкой позволяющей разрешить применение макросов.
Закрываем презентацию, сохранив изменения, и открываем заново.

Теперь объекты, размещённые на слайдах 11, 13 и 14 можно перетаскивать. Вы можете работать с ними как за компьютером с помощью мыши, так и на интерактивной доске с помощью стилуса или просто пальца (в зависимости от типа ИД). Для перемещения объекта нужно по нему просто щелкнуть и «тащить», куда нужно. Второй щелчок позволяет объект «отпустить».

Смена слайдов«по щелчку» в презентации отключена.Переход осуществляется по гиперссылкам: на игровом поле к заданию клик по красной звезде в клетке, обозначающей попадание в корабль, или по картинке бомбы к клетке. Возврат от задания к игровому полю кликом на картинку штурвала в нижнем правом углу слайда.

Музыка и звуки встроены в презентацию.

Правила игры

Игра проводится по типу любимой игры многих школьников «Морской бой». В игре участвуют две команды. Ребятам предлагается вступить в бой с пиратской армадой, состоящей 10 кораблей (один четырёхпалубный, два трёхпалубных, три двухпалубных и четыре однопалубных). Эти корабли расположены на игровом поле, представляющем собой квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк.Задача игроков - «потопить» пиратские корабли. Команды по очереди делают «выстрелы», называя координаты на игровом поле. Если команда попала в корабль, то необходимо путём клика на клетку в квадрате открыть слайд с заданием. За верный ответ на вопрос команда получает 1 балл и «пиратский трофей» (можно использовать карточки с пиратскими символами из Приложения), а также право следующего хода. В случае непопадания или неверного ответа право хода переходит другой команде. На игровом поле кроме кораблей есть ещё и мины. За их обезвреживание, то есть выполнение задания, команда может заработать дополнительное очко.

Ход игры

1. Орг. момент. Представление команд. Знакомство с правилами игры

2. Блиц-турнир

- Прежде, чем приступить к игре, разыграем право первого выстрела. Каждой команде надо за 30 секунд дать как можно больше правильных ответов. За каждый верный ответ команда получает балл. Команда, которая получит наибольшее количество баллов, получает возможность первой начать игру. Если на какой-то вопрос вы не можете ответить, то говорите: “Дальше!”

Вопросы 1 команде:

  1. Доска для спуска с корабля. (Трап)
  2. Морские разбойники. (Пираты)
  3. Руль корабля. (Штурвал)
  4. Кухня на корабле. (Камбуз)
  5. Морская буря. (Шторм)
  6. Пиратский захват судна с помощью крюков и веревок. (Абордаж)
  7. Дежурство на корабле. (Вахта)

Вопросы 2 команде:

  1. Высокая деревянная опора для паруса. (Мачта)
  2. То, что надувает паруса. (Ветер)
  3. Ученик-матрос. (Юнга)
  4. Помещение для капитана или пассажиров. (Каюта)
  5. Как называется спасательная лодка на корабле. (Шлюпка)
  6. Бок корабля. (Корма)
  7. Большой водоём с соленой водой меньше океана. (Море)

3. Проведение игры  «Морской бой»

Клетка 1В

Какое из этих слов не обозначает транспортное средство:

а) теплоход;

б) пароход;

в) ледоход;

г) снегоход;

д) вездеход

Правильный ответ (клик мышью по слову) ледоход

Клетка 1 Д

Лабиринт

С помощью малярного скотча на полу  размечен лабиринт. Одному игроку  завязываем глаза и запускаем в лабиринт. Задача команды – провести игрока по лабиринту так, чтобы  он не вышел за пределы. Каждый из участников по очереди поизносит только одно слово, помогающее игроку продвигаться по лабиринту. Если будет заступ за линию, то участник возвращается к началу.

Клетка 1 З

Отгадайте, кто это:

Он на мостике стоит.
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал —
Крепко держит он штурвал.
Он на судне — царь и пан.

Кто же это? Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): капитан

Клетка 1 И
Отгадайте,что это:

- Бывает горная …

- Бывает золотая …

- Бывает горная … 

Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): цепь

Клетка 2 А

Что такое шаланда?

а) небольшое мелкосидящее судно баржевого типа;

б) мягкая шероховатая кожа, выделываемая из козлиных, бараньих шкур;

в) сельский домик в альпийских горах.

Правильный ответ (клик мышью по ответ): а

Клетка 3 А

Отгадайте ребус

Правильный ответ (клик мышью по картинке скелета): корма

Клетка 3 Б

«Сиамские близнецы»

Делим игроков на пары и предлагаем им  обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. В таком положении парам надо выполнить различные действия: вдеть нитку в иголку, вырезать ножницами кружок из бумаги, завязать шнурок на ботинке, открыть бутылку с водой, выпить сок и т.п.

Клетка 3 Г

Одноглазый пират потерял свой корабль. Хорошо, что у него остался рисунок! Какой из этих силуэтов подходит к нарисованному кораблю?

Правильный ответ (клик мышью по картинке корабля): г

Клетка 3Д

Отгадайте, кто это:

Ты, как рядовой в пехоте,
Служишь рядовым в Морфлоте.
Боцман приказал? Скорее,
Лезь по лесенке на рею.
И не трусь, не вешай нос!
Ты в тельняшке! Ты — …

Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): матрос

Клетка 3Е

Отгадайте,что это:

- Есть в часах …

- Бывает в чае …

- Лежит на берегу …

Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): песок

Клетка 3 Ж

Отгадайте,что это:

Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.

Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): парус

Клетка 3 К

Отгадайте,что это:

Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
Судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.

Правильный ответ (клик мышью по картинке юнги): якорь

Клетка 5 Б

Игра «Меткий стрелок».

Задача — мячиком попасть в пустую пластиковую бутылку, стоящую на некотором расстоянии от черты, проведенной на полу. От этой черты дети по очереди бросают мячик, пытаясь сбить бутылку.

Клетка 5 Е

В фигуре, состоящей из четырёх квадратов, переложите 3 спички так, чтобы получилось три таких квадрата.

Задание выполняется ребятами за столом. Затем правильный ответ они выкладывают на слайде, путём перетаскивания спичек. (Используется макрос Drag-and-Drop)

Правильный ответ:

 

Клетка 5 З

Отгадайте,что это:

Здесь каюты, якорь, трос.
Там корма, а это нос,
Правый борт и левый борт…
Прибываем завтра в порт. 

Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): корабль

Клетка 5 И

Пиратская трапеза

Сложите буквы из данных слов и узнаете, что ели пираты.

Правильный ответ (клик мышью по сиреневым клеткам):
вес +  лак = свекла
сад + реки = редиска
каша + корт = картошка
тур + пешка = петрушка
клин + бука = клубника
иго + булка = голубика
сом + родина = смородина

Клетка 6 В

Отгадайте,что это:

Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли.
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?

Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): маяк

Клетка 6 К

«Судовые огни»

Какими цветами должны быть раскрашены кружки в последнем квадрате? (На слайде используется макрос Drag-and-Drop)

 

Клетка 7 А

Запоминай-ка

- Сейчас на слайде вы увидите  в клетках таблицы предметы. В течение двух минут вам надо запомнить расположение этих предметов.

- Время на запоминание истекло. (Кликаем на кнопку «Закрыть», чтобы убрать таблицу на слайде)

-Теперь вам надо расставить эти предметы по местам в таблице на листе. (Команде выдаётся таблица 4х4 на листе бумаги А4 и карточки с пиратскими символами)

- Проверим, насколько правильно вы запомнили. (Кликаем на кнопку «Проверить», чтобы таблицу появилась на слайде)

Клетка 7 В

Отгадайте,что это:

- Живёт в море …

- Бывает на эстраде …

- Видна в ночном небе…

Правильный ответ (клик мышью по картинке юнги): звезда

Клетка 7 Д

Какие сокровища спрятаны у пиратов?

Правильный ответ (клик мышью по клеткам с координатами):

5

 

Клетка 7 Ж

За какой шнур надо потянуть пирату, чтобы выстрелить из пушки?

Правильный ответ (клик мышью по букве) В.

Клетка 8 В

Отгадайте, кто это:

Кто готовит всё по-флотски:
Макароны, борщ и клёцки,
Кашу, блинчики, компот,
Кухню камбузом зовёт?

Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): кок

Клетка 8 И

Отгадайте, кто это:

Если входят корабли.
В порта акваторию,
Нужно, чтоб их провели
Водной территорией.
Как к причалу подойти?
Ведь фарватер под водой.
Кто подскажет, как пройти?
Отгадайте, кто такой? 

Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): лоцман

Клетка 8 К

Отгадайте ребус

Правильный ответ (клик мышью по картинке пирата): пират

Клетка 9 А

- Расставьте предметы в клетках таблицы так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике были разные предметы, а по диагонали не более двух повторяющихся предметов.

(На слайде используется макрос Drag-and-Drop).

Правильный ответ может быть, например, таким:

Клетка 9 Д

Какого рисунка не хватает в таблице?

Правильный ответ (клик мышью по картинке кораблика) №3

Клетка 9 Е

В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

а) палисадник;

б) камыш;

в) заслонка;

г) посёлок;

д) укротитель

Правильный ответ (клик мышью по слову) камыш

Клетка 9 Ж

Найдите замочную скважину для данного ключа.

Правильный ответ (клик мышью по картинке замочной скважины) №7

Клетка 10 Б

У отца Мэри  есть пять дочерей: Чача, Чече, Чичи, Чочо. Как зовут пятую дочь?

Правильный ответ (клик мышью по кнопке «Правильный ответ»): Мэри.

Клетка 10 З

В трёх сундуках находятся золото, серебро и железо. На первом написано «серебро», на втором – «Золото», на третьем - «Серебро или железо». Известно, что содержимое ни одного из ящиков не соответствует надписи на нём. В каком ящике что лежит?

Правильный ответ (клик мышью по кнопке «Правильный ответ»): 1 - железо, 2 - серебро, 3 - золото.

Клетка 10 К

Какая дорожка приведёт к сокровищам?

Правильный ответ (клик мышью по цифре) №2

4. Подведение итогов. Награждение победителей

Источники информации

1. Аствацатуров Г. О. Использование шаблона с макросом drag-and-drop http://didaktor.ru/ispolzovanie-shablona-s-makrosom-drag-and-drop/

2. Загадки про моряков https://deti-online.com/zagadki/zagadki-o-professijah-i-trude/zagadki-pro-moryakov/

3. Задание «Какая дорожка приведёт к сокровищам?» https://cdn5.vectorstock.com/i/1000x1000/20/94/maze-1-with-pirate-and-treasure-vector-21602094.jpg

4. Задание «Пиратский корабль» https://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/4621986-04.jpg$x$

5. Задание «Пушечный выстрел» https://book24.ua/upload/iblock/3e5/3e5b9e9134570ee514b2d96dfa9db526.jpg

6. Запаренко В.С. Большая книга-игра. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.

7. Морские загадки для детей с ответами http://deti-i-vnuki.ru/zagadki-v-stihah-o-more/

8. Пятикрестовская Е.А. «Конструктор» для пиратского квеста к 23 Февраля. // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2017. - №1. – С.35.

9. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет). – М.: Издательство РОСТ, 2014.