Коррекционно-развивающее занятие "Учимся мыслить, чтобы лучше учиться"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • Формировать познавательные УУД: способность и умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Формировать коммуникативные УУД: обучать учащихся применению определений, учить формулировать речевые высказывания в соответствии с учебной задачей.
  • Формировать регулятивные УУД: мелкую моторику рук, оценивание результатов учебной деятельности.
  • Развивать личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: правила, карточки для упражнений (по 12 шт.); иллюстрации: машина, автобус, яблоко и вишня, груша и слива. ТСО: компьютер, медиапроектор.

Ход занятия

I. Вступительная часть

Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть.

К нам на занятие пришёл наш друг Стёпа. Он хочет вас поприветствовать: "На прошлом занятии я с вами познакомился и все вы мне очень понравились, а сегодня я хочу посмотреть, как вы занимаетесь."

Ритуальное приветствие.

Возьмитесь за руки, закройте глаза. Мысленно представьте, как выглядит ваша группа за столом; постарайтесь увидеть лицо каждого одноклассника из своей подгруппы, скажите мысленно: «Я желаю своим одноклассникам приятного совместного общения». Пожмите друг другу руки. Откройте глаза, отпустите руки. Спасибо!

Ребята, а сейчас каждый из нас будет брать в руки Степу и говорить вслух свои пожелания всем на сегодняшний день. Начну с себя. Я желаю всем хорошего настроения и получить удовольствие от нашего занятия. Теперь следующий.

II. Основная часть

-  Сегодня мы будем продолжать развивать речь, мелкую моторику рук, т.е. пальчики, анализировать, сравнивать, обобщать.

 - Вспомните, чему учились на прошлом занятии? Какие способности развивали?

Мы учились находить сходства и различия, обобщать, находить разные действия предметов, развивали выразительность лица, мимику, мелкую моторику рук, учились быть внимательными, понимать смысл, расширяли свой словарный запас, т.е. узнавали новые слова и выясняли их значение.

- Скажите, а что значит мыслить?

Значит: анализировать, сравнивать, обобщать. Это вы будете делать на разных уроках. Ведь, правильно мыслить очень важно для школьника в учебной деятельности.

- Давайте повторим правила, которые надо выполнять на каждом уроке. Обратите внимание на подсказки. (На доске три правила:

ИМЯ - обращаться друг к другу по имени, тем самым, проявляя уважение.

УХО - внимательно слушать друг друга и не перебивать.

СТОП - сигнал о том, что кто-то из нас нарушает правила. И любой может сообщить о том, что нам мешают заниматься, подняв знак СТОП, который лежит на столе.)

-  Верно, молодцы. Мне очень приятно, что вы помните все правила. Надеюсь, что вы будете соблюдать их.

Упражнение 1. "Муха"

- Попробуем выполнить упражнение "Муха". Будьте очень внимательны. Оказывается, чтобы быть умным человеком нужно быть внимательным и этому мы будем учиться.

- Возьмите листок № 1, в центре которого сидит муха.

Сейчас я буду давать команды, чтобы муха летала. Очень важно, чтобы она не вылетела за пределы листочка. Слушаем и выполняем первую команду.

(Один ученик у доски, остальные у себя на листочках, потом проверяют все вместе.)

- Муха полетела на 2 клеточки вверх, на 1 клеточку вправо и на 4 клеточки вниз.

- Где оказалась муха?

-  Слушайте внимательно вторую команду. Возвращаем муху в центр. Муха полетела на 1 клеточку вниз, на 2 клеточки влево и на 3 клеточки вверх. Где оказалась муха? Молодцы!

- А теперь, мысленно представьте, что муха также летает. Смотрите на экран и мысленно представляйте.

- Муха полетела на 2 клеточки вправо, на 1 клеточку вверх и на 4 влево. Покажите, где оказалась муха? Она опять в центре.

- Слушайте вторую команду и мысленно представляйте.

- Муха полетела на 1 клеточку вверх, на 1 влево, на 2 вниз. Где оказалась муха? Покажите.

А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на свои карточки. Закройте глазки и представьте мысленно эти клеточки у себя в голове. Представьте муху также в центре. И когда я буду говорить команды, вы будете мысленно выполнять их, т.е. будете представлять, как муха летает по клеточкам и где она окажется.

Итак, начнём. Муха полетела на I клеточку вниз, на 2 влево, на 1 вверх. Откройте глаза. Где оказалась муха?

- Опять закройте глаза. Слушайте вторую команду. Муха полетела на 2 клеточки вверх, на 2 влево, на 3 вниз. 

- Где оказалась муха? Замечательно!

Упражнение 2. "Назови - одним словом"

-  У каждого из вас есть карточки. Рассмотрите их внимательно и скажите, как можно назвать все эти предметы одним словом?

(Работа идёт по кругу.)

Покажи свои карточки, как ты назвал эти предметы одним словом?

Рефлексия

Ребята, что мы сейчас делали? Что развивали? (учились обобщать)

Молодцы. Мне было приятно слушать все ваши ответы.

Упражнение 3.

- А сейчас немного порисуем.

- Посмотрите на свой листок. Что нарисовано? Кто догадался? (ёлочка)

- Придумайте себе задание. (дорисовать ёлочку) Дорисуйте вторую половинку, чтобы получилась целая ёлочка.

- Попробуем заштриховать ёлочки. А, что значит - штриховать?

-  Посмотрите, как надо штриховать. (Показ на доске.)

Рефлексия

- Что сейчас развивали? (мелкую моторику рук, свои пальчики) Для че­го мы это делали?

Упражнение 4. "Найди различия и сходства"

- Что значит найти различия и сходства?

(это значит сравнить)

- Посмотрите внимательно на картинки. Что здесь изображено? (машина и автобус)

- Какие видите различия? А есть ли сходства?

- Давайте обобщим, как можно одним словом назвать эти предметы? (транспорт) От слова транспортировать, то есть перевозить. Молодцы!

- А что изображено здесь? (яблоко и вишня)

- Какое у них отличие? А в чём сходство? (растут на деревьях)

Рефлексия

- Что мы сейчас делали? (учились обобщать, находить сходства и различия)

- Я рада, что вы умеете сравнивать, находить сходства и различия. Молодцы!

Упражнение 5. "Назови наоборот''

- А сейчас поиграем "Назови наоборот".

- Я называю слово, а вы хором, дружно говорите противоположное слово, т.е. наоборот: верх (низ), утро (вечер), рано (поздно), медленно (быстро), насорил (убрал), большой (маленький), толстый (тонкий), светлый (тёмный), проигрывать (выигрывать).

Спасибо. Замечательно постарались и нашли подходящие слова.

Релаксация

- А сейчас немного отдохнем. Ведь умственная работа очень тяжелая.

Сядьте удобнее, можете положить голову на парту. Расслабьтесь. (Играет музыка)

Медленно закройте глаза. Представьте, что вы летите на большом воздушном шаре. Вам легко и свободно в воздушном пространстве. Сквозь прозрачные стенки шара вы видите, проплывающие мимо вас белые пушистые облака, как лёгкая сахарная вата. Вас согревают лучи тёплого солнышка. Посмотрев вниз, вы видите проплывающие под вами зелёные бескрайние леса, серебристые ленты рек, сверкающие глаза озёр, люди и дома кажутся вам маленькими и игрушечными. Вы спокойны и легко парите над землей, наслаждаясь красотой и тишиной. Вы медленно опускаетесь на мягкую изумрудную траву. Дотрагиваетесь до неё ладонью, чувствуете её свежесть и прохладу. Вы вдыхаете свежий воздух, дыхание ровное и спокойное. Вдох, выдох. Лёгкий прохладный ветер обдувает ваше лицо и волосы. На щеках появляется румянец. Вы чувствуете прилив сил. А воздушный шар медленно поднимается в небо. Мысленно поблагодарите его за путешествие и попрощайтесь, махнув ему рукой. Медленно откройте глаза. Встряхните руками. Взбодритесь. Потянитесь.

- Поднимите руку, кому удалось отдохнуть. Что представили?

- Я рада за вас, что вы готовы к следующей работе.

Упражнение 6

 - Посмотрите, что изображено на картинках? (гвоздика и ромашка)

- Чем они похожи? (это цветы)

- А чем различаются? (по цвету)

- Посмотрите на эти картинки. Что здесь изображено? (груша и слива)

- Чем они похожи? (фрукты)

- Чем различаются? ( разные по цвету, форме)

 - Молодцы. Мне радостно, что вы отлично справились с этим заданием.

Рефлексия

- Чему сейчас учились? (находить различия и сходства, сравнивать по цвету и форме).

 Упражнение 7

- А сейчас немного порисуем.

- Положите перед собой листок № 2. Найдите закономерность и дорисуйте квадратики до конца строчки в такой же последовательности.

 - Давайте проверим, у всех ли получилось так? (Показ образца на экране)

Молодцы. Мне приятно, что вы были очень внимательными и выполнили все верно.

Рефлексия

- Что сейчас делали?

- Чему учились? (учились быть внимательными, находили закономерность)

Упражнение 8. "Закончи предложение"

 А сейчас игра "Закончи предложение".

- Я вам буду говорить начало предложения, а вы хором, дружно заканчивайте предложение.

  • Дом высокий, а конура (низкая).
  • Пушинка легкая, а камень (тяжёлый).
  • На математике решают, а на чтении (читают).
  • Утюгом гладят, а фломастером (рисуют).
  • Телевизор смотрят, а радио (слушают).

Рефлексия

- Что сейчас делали? Чему учились? (учились быть внимательными, понимать смысл, расширять свой словарный запас)

Упражнение 9. "Сравни сталь и пластмассу"

- Ребята, что такое сталь? (металл) - А пластмасса? (пластиковая масса)

- А что изготавливают из стали и пластмассы?

 - Давайте сравним сталь и пластмассу. Чем различаются? (Пластмасса более мягкая, а сталь - твердый материал. Сталь блестит, а пластмасса нет.)

 - А в чём сходство?

- Молодцы, мне было приятно слушать ваши ответы.

Рефлексия

- Чему научило вас это упражнение? (находить сходства и различия)

"Сравни бумагу и пух" (по весу)

- Давайте сейчас с вами сравним по весу бумагу и пух. Кто мне скажет, что тяжелее, а что легче? Почему? (бумага тяжелее пуха, т.к. если одновре­менно кинуть пух и бумагу, то бумага опустится быстрее, чем пух)

Молодцы. Спасибо.

 Рефлексия

- Чему учились? (учились находить сходства и различия)

Домашнее задание

-  Подумайте и сравните погоду летом и осенью.

III. Заключительная часть

1. Ритуальное прощание

-  Наше занятие подошло к концу. Впереди у нас еще много занятий. Давайте попрощаемся. Возьмитесь за руки, пожмите руки, посмотрите друг другу в глаза, скажите всем «До свидания!». Отпустите руки. Наше занятие окончено. Всем спасибо.